Тяжелоупряжные породы лошадей

Тяжелоупряжная лошадь

Лошадь-тяжеловоз – специальный тип рабочей скотины, выведенный для сельского и промышленного производства, где не требовалась скорость и резвость, а главным критерием были выносливость и сила. Тяжелоупряжные лошади отличаются массивностью (масса жеребцов часто превышает 1000-1200 кг), крепким телосложением, развитой мускулатурой, огромными частями тела (особенно выделяются копыта). Появление тяжеловозов связывают с возросшими темпами производства, появлением железной дороги и изменением типа кавалерии. Существуют несколько пород, представители которых в настоящее время чаще используются в качестве декоративных животных.

Предпосылки и технологии выведения

Необходимость в получении нового типа лошадей возникла в 17-18-м веке, когда происходят резкие изменения в промышленности, сельском хозяйстве и военном деле. В армии больше не было нужды в крупных и сильных верховых кобылах, которые перевозили тяжелых рыцарей. Одновременно возросли нагрузки на производстве:Лошадь тяжеловоз

  • грузоперевозки на дальние расстояния совершались по железной дороге;
  • на небольшом пути не требовалась большая скорость, зато важно было увеличить количество груза;
  • объемы производства резко увеличились

Таким образом, место старых легкоупряжных и верховых лошадей занимают три новых типа – легкие верховые, рысистые и тяжелоупряжные. Именно эпоха индустриализации закладывает основное зерно селекционной работы. Открывается новое множество конезаводов, увеличивается племенная работа и дифференциация пород.

Раньше всех развитие тяжеловозной лошади началось в Англии и Западной Европе. Первые тяжеловозы появились в Великобритании еще в 18-м веке задолго до массового спроса на них в остальном свете. Укрупнение лошадей происходило постепенно (английские кони всегда отличались крепким телосложением), поэтому для начальной селекции уже было качественное ядро.

Важным моментом того времени в селекционной работе были ярмарки. На них производили оценку животных, обобщали требования, как к типу, так и породе. Все это способствовало отбору наиболее ценных животных и координации племенной работы. Бонитировка велась по нескольким направлениям:Тяжеловоз в упряжке

  • телосложение (экстерьер, промеры);
  • проводка (в Англии отбирали шаговых лошадей, во Франции сохраняли рысистые качества);
  • масть (шотландские тяжелоупряжные лошади отличаются одинаковой вороной окраской);
  • чистота крови (эти требования появились относительно поздно, поэтому в племенных книгах большое количество помесных коней);

Но на раннем этапе племенное дело не было поставлено на поток, а практической ценности книги учета не имели – в них заносили любых отдаленно близких к стандарту животных, чтобы повысить их стоимость. Селекционная работа началась лишь в 18-м веке, ближе к его середине, когда суффолки и шайры имелись в большом количестве, что позволяло вести планомерный отбор. На европейском континенте выведение тяжелоупряжных линий велось параллельно, но с некоторым отставанием. Здесь поставили три цели:

  • повышение силы;
  • приспособленность к суровым условиям и низкая требовательность к корму и содержанию;
  • сохранение рысистых качеств.

Поэтому большинство бельгийских и французских тяжеловозов существенно меньше английских, но они лучше акклиматизируются и приспосабливаются к любым условиям. Последние факторы оказались решающими для использования этих животных в улучшении отечественных пород.

История тяжелоупряжной лошади в России

В нашей стране развитие специализированного коневодства затягивалось – до конца 19-го века основную массу рабочих лошадей составляли низкорослые особи (более 60% имели рост в холке до 133 см, и лишь у 20% он был более 140). Начало развития связывают с отменой крепостного права и закладыванием основ капиталистического строя, когда для получения прибыли потребовалось прилагать усилия.

В России выделяют два центра получения тяжеловозов – владимиро-суздальский и воронежский. В первом использовали иностранных жеребцов (в первую очередь клейдесдали, ардены и суффолки). В Воронежской области выводилась собственная линия сельскохозяйственных лошадей, называемая битюг. Эти лошади не были столь крупными, как иностранные (масса до 700 кг), зато идеально подходили под местные условия кормления и содержания. К сожалению, местное животноводство не получило распространения и к началу 20-го века большая часть поголовья была утрачена. Небольшое количество битюгов было использовано при выведении советского тяжеловоза.

Лошади-тяжеловозы способны транспортировать грузы, в десять раз превосходящие их по массе, за что и получили свое название.

В других конезаводах также не велась племенная работа – завозимые тяжеловозы либо разводились в себе, либо применялись для покрытия самых крупных кобыл, но дальнейшего развития помеси не получали. Поэтому вплоть до 20-30 годов 20-го века Россия зависела от иностранных тяжеловозов.

Выведением собственных пород занялись уже в годы советской власти. С этой целью были отобраны наиболее крупные кобылы сельскохозяйственного направления и покрыты зарубежными жеребцами – арденами, брабансонами, першеронами и другими. Отбирались помеси со сбалансированными качествами – силой, выносливостью, адаптивностью. В дальнейшем производилось разведение «в себе», что дало три отечественных породы – советская, российская и владимирская. Сравнение этих и других тяжеловозов можно посмотреть в таблице или на фото.

Сравнительная характеристика пород

Название

Происхождение

Характеристика

Ардены

Выведена в приграничной бельгийской и французской территории в 19-м веке. Порода имела большое значение для отечественного тяжелоупряжного коневодства.

Сравнительно небольшие для тяжелоупряжных лошадей животные – средняя масса 600-800 кг, а рост в холке редко превышает 155 см. Выводимые в условиях горной местности, они отличаются повышенной выносливостью и нетребовательностью.

Першерон

Французская тяжеловозная лошадь, полученная в 19-м веке, племенные книги относятся к началу столетия, а союз появился в 1867 году.

Максимальный рост может достигать 180 см, хотя большая часть представителей в холке имеет 160-165 см. Масса может быть до 1 тонны. Голова короткая, грубая с незаметным переходом в шею. Конечности с малой оброслостью, а хвост и грива пушистые, масть – серая, реже бывает вороной окрас.

Советский тяжеловоз

Выводилась в 20-м веке за счет улучшения местных помесных кобыл французскими брабансонами. Утверждение породы произошло в 1952 году.

Это сухой тип тяжеловозов. Голова небольшая, шея широкая. Грудная клетка широкая, ребра слегка выступают. Конечности короткие. В годовалом возрасте могут достигать 550 кг, взрослые особи обычно не превышают 800 кг. Большая часть животных рыжей масти.

Владимирская

Получена в ходе длительного улучшающего скрещивания местных лошадей иностранными тяжеловозами и русскими рысаками крупных кобыл. Порода утверждена в 1946 году.

Крупная транспортная лошадь, также используемая в мясном и молочном животноводстве. Голова крупная с выпуклой лобной долей. Грудь глубокая и широкая, круп свислый. Конечности высокие, сухие, оканчиваются массивными копытами с небольшими щетками. К 12-15 месяцам достигают 500 кг, в холке не превышают 165 см.

Русская

Утвержденная в 1952 году порода была получена путем улучшающей селекции местных лошадей першеронами и арденами.

Сравнительно небольшие тяжеловозы – масса до 600-700 кг, рост в холке порядка 145-150 см. Тело несколько удлиненное, грудная клетка глубокая. Голова небольшая, широкая в лобной части, шея короткая. Конечности короткие с хорошим поставом.  Большая часть лошадей рыжей или чалой масти. Животные хороши для работы, мясного и молочного разведения.

Шайры

Выведена в Англии путем длительного отбора. Установление породы и образование большого племенного ядра произошло в начале 18-го века.

Самая крупная порода лошадей – жеребцы превышают массу в 1200 кг, в холке могут достигать 180-185 см, грудная клетка в обхвате доходит до 240 см, пясть в обхвате – 30 см. Основная масть вороная и гнедая. Лошади характеризуются пышными гривами и хвостами, на конечностях большие щетки. Рекордсмен породы достигал ростом 219 см и весил более 1500 кг

Клейдесдали

Выведена в Шотландии, утверждение породы произошло в 1826 году, но племенная книга ведется с 1856 года.

Сравнительно более мелкие и сухие тяжеловозы. Отличительным признаком пород является гнедая масть с белой гривой, чулками и характерными отметинами на лбу. Промеры: в холке 165-168 см, обхват груди – 190-220 см, пясть – до 28 см. Масса 700-900 кг.

Суффолк

Наиболее многочисленная тяжеловозная порода лошадей Англии. Выведена в начале 19-го века.

Порода занимает промежуточное положение, показывая высокие тягловые и сохраняя рысистые качества. Масса жеребцов порядка 800-900 кг при росте в холке до 170 см. Окрас волосяного покрова рыжий, имеются разного рода оттенки и отметины.

Брабансон

Крупные бельгийские лошади, получившие статус породы в конце 19-го столетия.

Животные скороспелы – быстро набирают массу и в работу допускаются с 2-х лет. Взрослые лошади весят 700-1000 кг, в холке могут быть 160-170 см и в груди до 220 см. Основной массив породы рыжей и гнедой масти, реже бывают чалые и  серые особи.

загрузка...

Наверх