Азбука дрессировки собак

Собака - не просто друг человека, а его соратник и помощник во многих делах. С древних времен животных использовались в служебных целях: охота, охрана, патрулирование, розыск, участие в задержании преступников и т.д. Все эти качества – не только результат природных особенностей четвероногих питомцев (привязанность к хозяину, острый слух, отличное обоняние, злобность к чужим, скорость реакции), но и долгая кропотливая работа, заключающаяся в целенаправленной дрессировке, обучении и тренировке собак.

Основы обучающего процесса

Девушка тренирует собаку

В основе любой дрессировки лежит выработка определенных действий, необходимых для несения службы. Чтобы тренировать животное, необходимо ставить четкие задачи и хорошо разбираться в поведении питомца.

Поведение – ответная реакция на факторы окружающей среды и приспособление к ним. У необученных животных поведение обусловлено физиологическими потребностями, у дрессированных собак поступками управляет тренер, который и побуждает питомца сигналами выполнять конкретное действие (сесть, лечь, защита, поиск).

Методика дрессировки основывается на учении Павлова, который детально разобрался в работе высшей нервной деятельности млекопитающих. Именно его теория смогла объяснить реакцию животных на раздражитель, что значительно упростило и ускорило тренировки.

Не вдаваясь в подробности всего учения, выделим главную мысль: путем определенной последовательности действий в больших полушариях вырабатывается условный рефлекс на конкретное раздражение (жест, голос и т.д.), в результате чего собака и учится выполнять приказы.

Условный рефлекс создают на фоне безусловного (защитного, оборонительного или пищевого). Необходимое условие: два раздражителя должны работать синхронно. Например, выделение слюны при виде еды (безусловный рефлекс) должно сопровождаться любым сигналом, не связанным с чувством голода. Постепенно в центральной нервной системе вырабатывается устойчивая связь, и собака выполняет нужную работу без какого-либо подкрепления безусловным раздражителем.

От чего зависит обучаемость

Собака со щенками

Научить собаку выполнять команды значительно легче, если она находится в молодом возрасте. Но это не значит, что дрессировать взрослую собаку не имеет смысла, просто процесс будет длиться чуть дольше.

На работу оказывают отрицательное влияние и физиологические особенности:

  • болезнь;
  • беременность;
  • течка.

В такие моменты с животными лучше вообще не проводить занятия.

Также было установлено, что суки быстрее вырабатывают необходимые навыки, в то время как у кобелей они более устойчивы. Добиться оборонительного и агрессивного поведения проще у матери со щенками, так как безусловный рефлекс в этом случае дополнительно активизируется внешним раздражителем — защита потомства. 

Методы: как правильно дрессировать собаку

Условные рефлексы вырабатывают двумя способами:

  • по принуждению или механическим;
  • поощрительным.

Собака сидитВ первом случае для создания безусловного рефлекса применяется сила или принуждение. На примере команды «Сидеть»:

  • подается звуковая команда;
  • рукой нажимают на спину;
  • срабатывает рефлекс защиты от боли или дискомфорта;
  • собака садится.

Многократное повторение выработает привычку, и вскоре животное будет присаживаться, ориентируясь только на звуковой сигнал.

К механическому принуждению относят:

  • надавливание ладонью на определенные точки тела животного;
  • насильственное придание необходимого положения;
  • одергивание за поводок;
  • удар плетью.

Поощрительный метод включает в себя выработку необходимого поведения с помощью лакомства. Например, для того чтобы животное село:

  • над его головой поднимают кусочек любимой еды,
  • одновременно произносят «сидеть».

Через время собака начнет выполнять приказ, лишь услышав приказ.

При выработке навыка целесообразно использовать сразу два метода, озвученных выше.

На примере той же команды «сидеть» работа будет выглядеть следующим образом:

  • принуждение давлением заставляет собаку сесть;
  • дача лакомства активирует пищевой рефлекс;
  • в это же время подается голосовой сигнал.

После выработки и закрепления навыка необходимость в применении физической силы отпадает.

Иллюстрация дрессировки собаки

Второй вариант работы на контрасте заключается в присутствии и отсутствии болевого эффекта, то есть когда собака приняла необходимое положение по команде и принуждению (удар, сильный нажим), боль исчезает, что также вырабатывает у собаки определенную манеру поведения.

При работе с болевыми ощущениями надо быть очень аккуратным, так как обучение может застопориться и животное не просто откажется подчиняться, но еще и будет настороженно относиться к дрессировщику, бояться его или вовсе затаит злобу.

Про торможение

Во время дрессировки служебных собак не стоит забывать и о процессе торможения, который приводит к угасанию, казалось бы, выработанного и отработанного рефлекса.

Кроме того, животное может плохо работать в результате действия более сильного раздражителя, чем авторитет дрессировщика:

  1. Возобладание естественного влечения к противоположному полу – так называемый половой рефлекс. Решается все просто: ограничивают допуск к тренировочной площадке пустующих сук, чтобы самцы не отвлекались, а с самками в такие дни лучше не работать.
  2. Возникновение ориентировочного рефлекса, когда животное начинает прислушиваться, принюхиваться, озираться. Естественно, такое отвлечение не может не сказаться на результатах тренировки. Чаще подобное явление бывает у молодых и неопытных псов, со временем все нормализуется.
  3. Оборонительная реакция, когда работа идет в группе и в прямом смысле начинается «грызня». В таких случаях целесообразно рвануть питомца на себя с помощью поводка со словами «Фу».
  4. Обуславливают отказ от работы и внутренние причины: позывы к дефекации или мочеиспусканию. Решение всегда одно – хороший выгул собаки перед занятиями.

Иллюстрация внешнего торможения

В процессе дрессировки может возникнуть длительное угасание практически всех рефлексов из-за сильного внешнего раздражителя – запредельное торможение. Его обуславливают:

  • выстрел у неприученного животного;
  • перенапряжение нервной системы из-за чрезмерной интенсивности занятий, проще говоря, психологическая и умственная усталость;
  • бесконечное повторение одной и той же команды, когда у животного «взрывается мозг»;
  • злоупотребление болевыми приемами.

В таких ситуациях целесообразно прервать занятия на некоторое время хотя бы на неделю.

И наконец, третий вид торможения - угасательный: отсутствие подкрепления безусловного рефлекса. Обычно проблема возникает у неопытных дрессировщиков, которые вроде бы условную связь выработали, но стали забывать ее закреплять лакомством, принуждением или болевым воздействием.

Длительное отсутствие тренировок или их нерегулярность также приводит к забыванию разученных приказов.

Кстати, даже вышколенные собаки со временем могут забыть команды, если с ними перестать заниматься.

Сигналы

Женщина обнимает собаку

Во время работы с животными условными сигналами выступают:

  • жесты;
  • специальные команды.

Голосовая команда – сочетание интонации и громкости звука. Голос должен выражать ласку, приказ или угрозу. При дрессировке команды подают в приказной форме: громко, четко и не терпящей возражений. При необходимости вызвать оборонительный рефлекс, например, при запрете «Нельзя» или сигнале «Фас» интонация должны быть угрожающей. Иногда такую форму приказа применяют при отказе животного нормально работать.

Ласка нужна для закрепления навыка и используется как эмоциональное поощрение.

Жесты руками для дрессировки собак – последовательность движений. Применяют при работе на расстоянии или при необходимости соблюдать тишину.

И жест, и команда должны быть четкими и короткими, чтобы собака их легко понимала и быстро запоминала.

Направление тренировок

Служебное собаководство работает в разных направлениях:

  • розыскное – направлена на борьбу с преступностью, дрессировка собак включает в себя: защиту хозяина, задержание, конвой, обыск, охрану;
  • караульное – охрана объектов различного назначения;
  • защитно-караульное – одно из самых сложных направлений, при котором пес должен владеть всеми навыками общего обучающего курса, уметь защищать владельца, задерживать и конвоировать, обыскивать, охранять, не признавать чужих;
  • армейское – поднос грузов, например, боеприпасов при невозможности использовать транспорт;
  • ездовое – использование животных в упряжках;
  • декоративное или дрессировка маленьких собак.

Дрессировка охотничьих собак отличается от служебного собаководства. В процессе работы животных натаскивают на поиск дичи, ее поимку при необходимости и поднос владельцу.

Автор: Чупринина Марина

загрузка...

Наверх