Профессиональное обучение собаки команде «Ищи»

Команда «Ищи» считается одной из самых сложных, поэтому обучают не всех животных, а только избранных с особым нюхательным талантом. Применяется навык в розыскной службе и направлен на поиск предметов или людей по запаху.

Немного теории

Немецкая овчарка нюхает снег

Что значит команда «Ищи»? По требованию владельца собака должна ринуться на поиск вещи, после предварительного обнюхивания предмета остановиться возле объекта и подать голос. В случае розыска злоумышленника животное должно его обнаружить по запаху, задержать либо при отсутствии сопротивления, охранять до прихода хозяина.

Приступать к выработке нового навыка можно только после изучения и выполнения команды «Апорт» и прохождения общего курса дрессировки.

Сама же учебная работа состоит из четырех частей:

  • отработка принюхивания - команда «нюхай»;
  • обучение выбирать «свою» вещь среди других;
  • выбор «чужого» предмета по приказу;
  • непосредственно поиск по команде «Ищи».

Максимально ответственно подходят и к выбору места для тренировки. На первом этапе лучше проводить ее в закрытом и знакомом собаке помещении, где нет отвлекающих раздражителей типа посторонних запахов, людей и других животных.

Виды поисковых работ

Для каждой будущей ищейки четко выбирают профиль, в котором она в дальнейшем будет работать. Так, существуют следующие виды розыска:

  • поиск потерявшегося человека;
  • преследование преступника;
  • поиск трупа;
  • обнаружение наркотических, лекарственных или взрывчатых веществ (обычно животное натаскивают на поиск трех-пяти видов).

Требования к собаке

Овчарка, доберман, лабрадор

В домашних условиях команде «Ищи» можно попытаться научить любую собаку. В служебном же собаководстве к вопросу подходят тщательно и в работу берут зверей, отвечающих определенным требованиям. Животное должно:

  • хорошо поддаваться дрессировке;
  • владеть общим курсом;
  • иметь уравновешенный и подвижный тип нервной системы;
  • недоверчиво относиться к посторонним;
  • иметь безупречное обоняние, зоркий глаз, отменный слух;
  • быть сильным, смелым.

Лучше всего для участия в розыске подходят овчарки, доберманы, терьеры, ротвейлеры, лабрадоры и некоторые охотничьи породы.

Примерная схема работы

Первый этап - выработка обонятельного рефлекса

  1. Ассистент раскладывает на невысокой платформе или полу две-три вещи идентичной формы (это могут быть знакомые собаке апортировочные предметы) и удаляется.
  2. Собаку усаживают рядом с предметами и подносят к носу «свой» точно такой же объект с одновременной подачей команды «Нюхай».
  3. Предмет еще какое-то время удерживают в руках, чтобы он напитался запахом человека, и кладут рядом с уже выложенными ранее.
  4. Руку, в которой был предмет, подносят к носу животного секунд на десять и в этот же момент произносят «Нюхай».
  5. Посылают животное жестом к предметам со словами «Апорт» (используют лишь на первых уроках) и «Нюхай».

В момент выбора человек должен следить за псом и в случае, когда он попытается взять не тот предмет, одергивают запретом «Нельзя» или «Фу». Когда животное наконец-то найдет то, что надо, его подзывают, забирают найденное и поощряют любым удобным способом.

Немецкая овчарка ищет предмет

Примерно через пару-тройку занятий обучаемый быстро и с первого раза решает поставленную задачу, и можно увеличивать количество используемых в работе объектов поиска, а также имеющих посторонние запахи других людей, животных и т.д.

Полезные советы:

  • чем больше предметов раскладывают, тем спокойнее собака работает;
  • если животное не хочет работать и хватает первое, что попадается в зубы, необходимо вести ее к предметам на поводке, дабы сбавить ее спесь;
  • предметы с чрезмерно привлекательными запахами (еда, следы другой собаки) убирают и заменяют;
  • по мере отработки навыка упражнение усложняют: предметы перемешивают, складывают в общую кучу, используют разные вещи по форме и размеру, вместо руки дают понюхать объект поиска.

Второй этап

Как только собака научилась безошибочно определять и выбирать «свой» предмет, пора переходить к поиску «чужого». В подготовке должно участвовать два ассистента:

  • один раскладывает одни предметы;
  • а другой кладет еще один и в метрах двух от платформы оставляет личную вещь (платок, обувь, рукавицу и т.д.).

Оба человека должны все объекты поиска подержать в руках примерно одинаковое время, чтобы пропитать их своим собственным запахом. Далее работа строится по тому же принципу, что и на первом этапе, только вместо «своей» вещи дают нюхать предмет одежды, принадлежащий второму ассистенту.

Основная трудность при работе: собака настырно продолжает искать «свой» предмет со знакомым запахом хозяина и возвращается ни с чем. В принципе проблема решается все тем же запрещающим сигналом «Нельзя» во время выбора собакой объекта и подачей команды «Нюхай». Правильные действия поощряются похвалой и лакомым кусочком.

Собака находит предмет по запаху одежды

В процессе работы дрессировщику необходимо следовать простым правилам:

  • быть внимательным и четко знать, где лежит искомый элемент;
  • своевременно подавать команды «Фу», «Молодец» или «Нюхай», чтобы животное не путалось, за что его похвалили, за что поругали и что ему вообще надо делать,
  • следить за своими жестами, дабы невольно одно и то же случайно повторяющееся движение не превратилось в команду.

Полезные советы:

  • на разные занятия привлекают разных ассистентов;
  • почаще меняют раскладку, форму, размеры предметов;
  • по мере отработки навыка увеличивают количество объектов и количество помощников, участвующих в раскладке.

Третий этап - поиск

Черная собака обнюхивает сумку

После того как собака научилась принюхиваться и безошибочно определять нужную вещь, можно приступать к усложнению навыка и непосредственному обучению команде «Ищи» сначала предмета, а потом и человека.

Работа должна строиться на терпении и с учетом индивидуальных способностей, не стоит требовать от собаки сразу четкого выполнения команды и уж тем более бить за ошибки.

Схема работы примерно такая:

  • предмет будущего поиска дают понюхать привязанному животному со словами «Нюхай» ;
  • прячут предмет на виду у собаки и отпускают ее со словами «ищи» ;
  • после обнаружения учебный материал забирают со словами «Дай», а питомца поощряют похвалой и лакомством.

Через время процесс усложняют: предмет прячут в другой комнате, в другом предмете, у кого-то из членов команды и т.д. За каждый удачно выполненный поиск животное хвалят и кормят вкусняшкой.

При работе на улице разбрасывают вещи по полю в шахматном порядке и со словами «ищи» бегут вместе с собакой в поисках необходимого по ломаной траектории. Команду всегда подкрепляют жестом, помогающим животному определиться в какую сторону двигаться. Удачное выполнение поощряют.

Сначала по территории бегают за собакой, но со временем человек должен отставать, а животное самостоятельно приносить и отдавать в руки найденный предмет либо сообщать об обнаружении объекта громким лаем.

Обнаружение «злоумышленника»

Самый сложный процесс - это обучение поиска человека, к нему приступают после отработки команды на предметах. Важно, чтобы к этому времени животное умело задерживать «предполагаемого преступника».

Уроки проводятся на участке с различными укрытиями. Понадобится помощник, он же злоумышленник, который должен «потерять» пару вещей и спрятаться, к примеру, за ближайшим кустом.

  1. Собаке предлагают понюхать предмет несколько секунд со словами «Нюхай».
  2. Дают команду «Ищи» и посылают жестом зверя на поиск.
  3. Поначалу ассистент должен привлекать внимание питомца (например, шумным поведением), чтобы упростить животному задачу, но со временем процесс усложняется и питомец ищет «преступника» самостоятельно.

Поиск человека по запаху вещи

Важно животное научить задерживать человека в случае его сопротивления и не нападать при отсутствии борьбы, а просто подавать голос и сторожить. Естественно, помощника необходимо экипировать защитной одеждой для его собственной безопасности.

Усложнение навыка:

  • работа в ночное время суток;
  • поиск при наличии выстрелов;
  • ассистент хорошо прячется и сидит максимально тихо.

Еще несколько советов:

  1. При работе всегда обращают внимание на состояние животного: если оно нервничает, плохо себя чувствует и часто отвлекается, то лучше отложить занятие до более благоприятного момента.
  2.  Для укрепления и развития навыка занимаются как можно чаще.
  3. Нежелательно использовать в качестве предмета поиска еду — это может отбить охоту искать несъедобные вещи.

Автор: Чупринина Марина

загрузка...

Наверх