- Введение
- Поговорим о питании
- Об отсутствии у животных понятия о нравственной свободе и о Боге
- Прямохождение и особенности конечностей человека
- Чем отличаются чувства человека от животного
- Сходство и различие в строении
- Кто умнее?
- Сознание. Разум
- Физиология и ее производные
- Эмоции человека и животных
- Цель и смысл жизни человека
- Общие сходства человека и животных
- Тогда чем человек отличен от животного?
- Развитие зародышей
- Сравнение и чем они отличаются
- Часть 1
Введение
Наука накопила довольно большое количество фактических данных, указывающих на сходство людей и животных. Эта информация позволяет нам умозаключать то, что все живые существа на планете имеют общее происхождение.
Главным аргументом подобного рода служит единство элементного состава всех организмов. Другими словами, все существа на Земле обладают одним и тем же набором химических элементов. Сходство людей и животных наблюдается и в составе молекул белков, ДНК и РНК внутри наших организмов и в выполняемых ими функциях. Как это проявляется?
Заметное сходство человека видно на фоне приматов, в частности обезьян. Человеческая дезоксирибонуклеиновая кислота сходна на 66% с этой же структурой в организме макаки, а различие с ДНК шимпанзе составляет всего 8%. Кровь обладает сильно похожими иммунологическими свойствами. И человек, и человекообразная обезьяна обладают группами крови и резус-фактором.
Поговорим о питании
Здесь можно рассуждать о двух его сторонах — видах пищевых источников и способах добывания пищи. В качестве источников выступают объекты растительного мира либо живые существа. Те животные, что питаются лишь растениями, считаются травоядными. К отряду хищников принадлежат те виды, пища которых — другие животные. И третья группа — всеядных — состоит из видов, рацион которых является смешанным.
Мы не будем сейчас затрагивать классификацию животного мира с подразделением на зоологические семейства, классы, отряды и т. п
Обратим внимание лишь на динамическое равновесие, предусмотренное природой между травоядными и хищниками с поддержанием нужного численного отношения. Количество тех или иных особей в животном мире регулируется самой природой наличием тандема «жертва — хищник»
То есть убийство и поедание одних представителей животного мира другими не что иное, как закономерный процесс, существующий для поддержания равновесия в мире живых существ. И с этой точки зрения человек является животным.
На заре своего существования человек относился главным образом к группе хищников. Собираемые им растительные плоды составляли относительно малую долю людского рациона. Не имея зубов и когтей — средств выживания в мире хищников, человек заменил их ручным оружием (камнями, стрелами, ловушками). Таким образом, первобытная охота на протяжении веков и тысячелетий обеспечивала род человеческий пропитанием и, соответственно, позволяла рассматривать людей как млекопитающих хищников.
Об отсутствии у животных понятия о нравственной свободе и о Боге
Что сказано относительно крайней ограниченности познающей силы животных, то же, и с еще большим ограничением, нужно сказать, согласно с учением Св. Отцов, и о другой стороне души животных, рассматриваемой совместно с душою человека. О свободе в мире животном, в том значении этого слова, в каком оно понимается в отношении к душе человеческой, о чем сказано выше, не может быть и речи.
Поскольку у животных отсутствует идея выбора между добром и злом и их различения, и вообще какая бы то ни было идея, им ни под каким видом нельзя приписывать свободу. Животные не имеют и не могут иметь понятия о должном, честном и вообще добром. Отсюда, само собой разумеется, они не считают себя и нравственно ответственными за какие бы то ни было проявления своего внутреннего начала. Произвольность же движения или свободного перемещения с места на место вовсе нельзя назвать свободой в точном значении этого слова. Касательно свободы у животных Св. Ириней вообще замечает: «Существа неразумные ничего не могут делать по своей воле, а с необходимостью и невольно влекутся к добру и имеют всегда одно чувство и один нрав, поскольку не могут быть иными, чем сотворены».
О высшем проявлении чувства со стороны животных также говорить не приходится на тех же основаниях, которые не допускают признать у них разум и свободу. Для того, чтобы любить, например, кого-нибудь высшею любовью, необходимо иметь представление о предмете любви как совершенстве с какой бы то ни было стороны. Разумеется, этого идейного отражения предмета любви в душе животных быть не может, поскольку их привязанность носит характер чувственности или инстинкта как низшей стороны животной жизни души.
Святые Отцы, рассматривая с этой стороны душу животных и душу человека, указывали как на очевидную грань между первыми и последним на наличие у человека религиозности или духовного, на основании любви, общения с Богом и полное отсутствие этого общения со стороны животных. Эту мысль развивают Лактанций и свт. Григорий Назианзин. По словам последнего, «все прочие твари (человек исключается), не исключая и одушевленных, далеки от Бога и ничего не имеют с Ним общего».
Прямохождение и особенности конечностей человека
В физиологии и строении людей имеются значительные отличия от животных. В частности, прямохождение развилось в результате формирования все более сильной мускулатуры нижних конечностей, а также появления выраженных изгибов в позвоночнике (крестцово-копчиковый, поясничный, грудной, шейный), изменения положения таза, образования сводчатой стоны с развитым первым пальцем. Расположение внутренних органов также изменилось в результате вертикального положения тела.
Нужно отметить, что у человека имеется функциональное разделение нижних и верхних конечностей. Наши руки хорошо развиты — это гибкая подвижная кисть, имеется множество мелких мышц, ладони противопоставляется большой палец, что позволяет человеку крепко держать предметы. Кроме того, рука неспецифична, то есть она может выполнять различные движения, тонкие и сложные. Все эти и многие другие особенности были описаны такой наукой, как биология. Человек, животное, растение или микроорганизм — все это интересует ученых, посвятивших себя этой области знания. Нет таких видов живых организмов, изучением которых они не занимаются.
Чем отличаются чувства человека от животного
Веды говорят, что всё живое, что вас окружает – это всё живые существа. И человек – это одна из многих форм жизни на Земле, но она уникальная, поскольку только человек может делать осознанный выбор и формировать свою судьбу. Другие формы жизни находятся в неосознанном состоянии. Но если мы думаем, что только человек способен испытывать эмоции и чувственные наслаждения в полной мере, то это ошибочно, т.к. все живые существа получают чувственные удовольствия, и зачастую намного лучше и качественнее, чем это может делать человек.
Животные наслаждаются жизнью лучше человека!
Примеры того как животные наслаждаются лучше человека:
- самые сладкие и длинные сны может видеть только медведь,
- ни один человек не имеет зрение лучше, чем у птиц;
- обоняние: у многих животных ощущение запаха просто удивительное, например, у собаки, которая просто понюхав вашу сумку сразу узнает, что в ней было;
Животные чувствуют лучше человека
Примеры чувственных наслаждений животных:
- ни один человек не в состоянии есть столько, сколько ест корова: только слюны корова вырабатывает от 40 до 150 литров день (для сравнения, человек за сутки вырабатывает от 0,5 до 2,0 л слюны);
- самые накачанные — это лошади, и для этого им не нужно постоянно ходить в тренажерный зал;
- лучше всех и дольше всех сексом могут заниматься обезьяны и голуби: они могут делать это до нескольких десятков раз в день без особых последствий для своего организма, что не скажешь о человеке;
- со скоростью бега гепарда могут соревноваться только некоторые спортивные машины.
…и это далеко не полный список…
Животные чувствуют лучше человека
Очень интересную подборочку фотографий на тему «Чувства животных» можно посмотреть в статье «Есть ли чувства у животных?»
Сходство и различие в строении
Сходство людей и животных прослеживается уже на уровне строения тканей. Органы в основном состоят из многих ее слоев, имеющих анатомическую связь. Homo sapiens и представители фауны имеют аналогичные органы, а на высокой ступени эволюции – и аналогичные части тела. Кроме того, у них существует физиологическая связь между тканями органов, отвечающая за общую функциональность организма.
Хорошо прослеживаются сходства скелета человека и животного. У млекопитающих и людей он имеет одинаковые отделы — состоит из головы, корпуса, верхних и нижних конечностей.
Особенно это заметно при сравнении с обезьяной. Кисть руки у обоих способна свободно сжиматься и разжиматься. Есть идентичность и в противопоставлении большого пальца — он как бы в стороне от четырех остальных. К очевидному сходству кисти можно отнести наличие ногтей.
Рассматривая строение скелета человека и животного на примере примата, отмечают аналогичность плечевого пояса и сильное развитие ключиц, позволяющее выполнять сложные движения руками.
Продолжая исследование, ученые рассмотрели череп человека и примата. Здесь тоже присутствуют общие черты. Речь идет о размерах и расположении глаз.
Сходства и различия между человеком и животным проявляются в наличии органов-рудиментов. Примерами могут служить аппендикс, эпикантус (третье веко) и копчик. У животных эти органы имеют вполне определенные функции, а человеку они фактически не нужны. Но их присутствие роднит homo sapiens с представителями животного мира.
Очень важным отличием считается прямохождение. Мускулатура ног человека сильно развита, а его позвоночник имеет несколько изгибов, что делает возможной вертикальную постановку туловища при ходьбе. Внутренние же органы поддерживаются благодаря особому положению таза, а стопа имеет свод, облегчающий ходьбу.
Шимпанзе тоже часто встает на ноги и двигается вертикально. Однако для этих животных предпочтительнее передвижение на 4-х лапах. При попытке сделать это на двух ногах корпус животного наклонен вперед, а таз не поддерживает внутренние органы.
Определяя сходства и отличия человека от животных, стоит отметить, что у приматов строение стопы устроено иначе. Кроме высокого свода человек имеет расположенные впереди 5 пальцев, тогда как у шимпанзе большой палец ноги оттопырен. Это дает возможность животному держаться пальцами ног, хорошо лазить по деревьям и передвигаться по диагонали.
Кто умнее?
Что же из сказанного выше можно непосредственно отнести к теме нашей статьи? Попробуем уточнить, в чём существенное отличие человека от дельфинов и шимпанзе (примеры животных, наиболее «продвинутых» в плане интеллекта). Эксперименты, проводимые этологами и зоопсихологами с представителями упомянутых видов, выявили достаточно развитые способности к мышлению. В частности, у дельфинов обнаружены несомненные способности к усвоению абстрактных понятий, например о форме предметов (круглый, квадратный) и т. п.
Шимпанзе продемонстрировали способность к решению логических задач. В частности, в эксперименте с подвешиванием на высоте связки бананов в помещении, где имелись ящики, шимпанзе соображал, как получить доступ к бананам — поставить ящики друг на друга. И таких примеров достаточно много. Пределы данных способностей вместе со степенью их приближения к уровню человека исследовались многими учеными.
Но существует явление, проводящее резкую грань между миром животных и людей. Речь идет о языке. Тот же самый философский словарь понимает под языком знаковую систему различной физической природы, выполняющую функции коммуникации общения и познания в процессе деятельности человека. Он может быть естественным, нужным в повседневной жизни для выражения мысли и общения, либо искусственным, созданным для удовлетворения определенной узкой потребности (математическая символика и т. п.).
То есть данное определение базируется на понятии знаковой системы. Точного определения у данной категории не существует, но суть ее можно кратко выразить как соотношение между явлениями и их абстрактными знаковыми обозначениями. Первые знаковые системы появились ещё в первобытном человеческом обществе как результат развития процесса совместной деятельности. Речь относится к звуковым знаковым системам. Позже человек — разумное животное — на основе ее сотворил письменность (знаковую систему, использующую материальные носители). Первыми примитивными письменными символами служили наскальные изображения, картинки на шкурах животных, папирусе, глиняных дощечках, появившейся гораздо позже бумаге. Затем, с развитием цивилизации, на магнитных носителях и прочих видах запоминающих устройств.
Сознание. Разум
Когда мы говорим о принципиальном отличии человека от животных, мы называем его Homo sapiens, т.е. разумным существом.
Разум – это способность понимания и осмысления, основа познания, то, благодаря чему человек выделился из животного мира.
Сознание – это универсальная способность, свойственная только человеку – осмысливать бытие мира и себя в этом мире. Сознание – это системное, органически целостное образование, включающее в себя рациональное мышление, чувственное восприятие эмоции, волю и память, интуицию, воображение и фантазию.
Наряду с сознательным в психике человека, в его личности есть нечто не осознаваемое, не отражённое в его сознании – это подсознание или бессознательное.
Бессознательное – это совокупность психических процессов, функций, операций и состояний, не представленных в структуре сознания. Г. Лейбниц дал трактовку бессознательному как низшей формы духовной деятельности, лежащей за порогом осознаваемых представлений. К. Кант связывал бессознательное с понятием интуиции, доопытного знания. Ф. З. Фрейд установил прямые зависимости между различными невротическими симптомами и бессознательным.
Принято выделять в бессознательном несколько видов:
ü никогда не осознаваемое (основанные на инстинктах бессознательные стремления, влечения, реакции);
ü ранее осознаваемые действия, в процессе воспитания превратившиеся в стереотипы автоматического, алгоритмического поведения;
ü сверхиндивидуальное бессознательное (архетипы коллективного бессознательного).
Это усвоенные индивидом, членом социальной группы, типичные образцы поведения, которые им осуществляются, но не оспариваются.
Существует взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике человека.
Это ещё одно указание на единство биосоциальной природы человека.
Физиология и ее производные
Черты сходства и различия человека и животных четко видны в физиологии и строении человека. Умение людей ходить прямо стало возможным благодаря развитию сильных мускул в ногах, образованию нескольких позвоночных отделов с наличием двух кифозов и лордозов, изменению положения кости таза и образованию стопы, обладающей сводчатой формой. Такие изменения повлекли за собой и смену расположения органов внутри тела.
Стоит обратить внимание на распределение ролей между верхними и нижними конечностями. В отличие от других животных, человеческая рука представляет собой неспецифичную структуру
Важнейшая отличительная черта человека от животного заключается в сильно развитом головном мозге, который стал основой для появления разговорной речи, мышления и позволил человеку обладать сознанием. Этот орган у людей имеет чрезвычайно сложное строение, в сравнение с животным. В нем появились новые структуры, например, затылочная и лобные доли. Полушария нашего мозга являются ассиметричными по отношению к выполняемым функциям.
Морфофункциональной отличительной чертой человеческого тела можно назвать сильно развитую черепную коробку, особенно ее мозговой отдел, а также наличие бинокулярного зрения, кожу с отсутствующим густым волосяным покровом и т. д.
Эволюция обусловила фундаментальное биосоциальное развитие людей, затрагивающее физиологические особенности строения, поведенческие реакции и образ жизни.
Эмоции человека и животных
И у нас и у животных первичные эмоции являются врожденными. Отсюда можно сделать вывод, что связанные с ними чувства человека и животных ощущаются одинаково, а некоторые даже проявляются подобно нашим. Приматы владеют тем же набором лицевых мышц и тоже могут показывать гримасы радости, гнева, страха и т. д.
Яркое выражение эмоций присуще социальным животным, так как выполняет коммуникативную функцию. Одним из важных проявлений эмоций является оскал. Открытая пасть с торчащими клыками как ничто лучше предупреждает противника о воинственном настрое.
Но у животных эмоции носят чисто биологический характер и существуют только в пределах их прямых потребностей и инстинктов. Опасность для них существует только в конкретный момент нападения, и чувство страха появляется только тогда. У человека оно может возникнуть даже в спокойной обстановке, если он вообразит себе опасную ситуацию.
Цель и смысл жизни человека
Цель и смысл жизни – только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывался над смыслом бытия, не поднимался выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальна лишь там, где ставится вопрос о цели жизни. Цель жизни связывается с понятием счастья, которое для каждого человека индивидуально.
При всём разнообразии мнений можно выделить следующие характеристики счастья:
- устойчивое, длящееся во времени обладание неким высшим благом;
- приобщение к высшей ценности, к Богу или служение высшей идее;
- отрешённость от мира, невозмутимость, укрощение мелких страстей и вожделений, достижение состояния покоя (нирваны);
- иллюзия, миф, который наполняет смыслом существование человека;
- собственное здоровье и благополучие, равно как и здоровье и благополучие родных и близких.
- цель, которую человек стремится достичь. Как только он её достигает, чувствует себя обездоленным, потерявшим смысл жизни;
Счастье, а также смысл жизни, имеют объективную и субъективную стороны. Субъективная – цели, желания, мечты, способности конкретного человека. Объективная – не только реализация субъективной мечты, но и её общественное признание.
Смысл жизни – это не только её понимание, но и самооправдание. Под смыслом жизни скрывается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы её прожить. Смысл жизни выступает в качестве самого глубокого и главного мотива нашего существования.
П. К. Гречко выделяет несколько точек зрения на смысл жизни.
1. Гедонистический смысл жизни (от слова – наслаждение).
Смысл жизни – в тех удовольствиях, которые дают нам чувства. Именно удовольствие – критерий добра и зла, главный мотив всех человеческих поступков.
2. Аскетический смысл жизни заключается, наоборот, в подавлении чувственных влечений и желаний человека. Аскет перестаёт быть рабом желаний и становится носителем внутренней свободы. При этом ему открываются большие возможности для духовного роста, нравственного самосовершенствования.
3. Смиренно-стоический смысл жизни заключается в покорности и подчинении себя долгу, закону, необходимости. В сознательном подчинении некой мировой закономерности или необходимости состоит свобода человека (“судьба согласного с ней ведёт, а несогласного – тащит”).
4. Нравственный смысл жизни. Цель и смысл жизни – жить нравственно, поступать всегда в соответствии с нравственным законом. Каждый индивид должен поступать так, чтобы правило его личного поведения могло быть правилом поведения для всех.
5. Религиозный смысл жизни заключается в самоотверженном служении Богу, в выполнении религиозных заповедей и предписаний. Цель жизни не в земном существовании, а в спасении души и загробном воздаянии.
6. Действенно-гуманистический смысл жизни раскрывается через ценность самовыражения или самоутверждения личности, всестороннего развития её внутренних задатков и талантов, чувств и разума. Человек должен стремиться к осуществлению всех своих потребностей. Но эти потребности не знают ограничений, окончательная самореализация человека исключается самой логикой совершенствования человека.
Конечно можно сформулировать и иные трактовки смысла жизни. Но все они несовершенные. Точно также нельзя изолировать перечисленные трактовки, все они взаимосвязаны в той или иной степени. Можно только констатировать, что универсального, объективного смысла жизни нет.
Смысл вносится в жизнь самим человеком. Это – его основной выбор, главная цель, которую он определяет для себя и своей жизни. От этого зависит линия его поведения, его жизненные потребности и интересы.
При этом важно понять ценность жизни человека. Каждый человек создаёт как бы отдельный внутренний мир, освещённый выбранным им смыслом жизни
Каждый человек самоценен и необходимо видеть в нём неповторимую личность и не использовать его в качестве средства или условия для решения узко прагматических задач.
Каждый человек вносит свой вклад в развитие общества и обогащает духовный прогресс человечества, один в большей мере, другой – в меньшей. “Так от поколения к поколению передаётся жизнь – медленно, как растёт дерево, — а с нею передаётся и сознание. – писал А. де Сент-Экзюпери. – Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звёзды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались всё выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия…”.
Общие сходства человека и животных
Люди принадлежат к царству животных, а значит, обладают сходными чертами с другими его представителями. Так, наши органы и ткани состоят из клеток, которые оснащены клеточным ядром и лишены вакуолей.
Как представитель класса млекопитающих человек обладает двухсторонней симметрией тела, четырьмя конечностями, четким разделением частей тела на голову, конечности, туловище и шею (у животных ещё выделяется хвост). Людям присущи теплокровность, внутриутробное развитие зародышей, живорождение, кормление детенышей молоком, наличие волосяного покрова на теле.
Системы органов человека и животных (млекопитающих) обладают общими чертами, которые приведены в таблице ниже.
Система | Общие черты |
Кровеносная | Четырёхкамерное сердце.
Два круга кровообращения. |
Дыхательная | Легочное дыхание.
Альвеолярные легкие. Есть щитовидный хрящ и надгортанник. |
Экзокринная | Млечные, сальные и потовые железы |
Покровная | Кожа.
Волосы. |
Опорно-двигательная | Внутренний скелет (череп, грудная клетка, позвоночник, пояса конечностей).
Пять отделов позвоночника. Скуловая кость. Парная барабанная кость. Диафрагма. |
Пищеварительная | 4 отдела пищеварительного тракта (ротоглотка, пищевод, желудок, кишечник).
Развитые железы и удлинённый тракт. |
Нервная | Центральная и периферическая НС.
Синаптическая передача с помощью нейромедиаторов, а не электрических сигналов. |
Органы чувств | Цветовое зрение.
Вестибулярный аппарат. Ушные раковины. Вкусовые почки на слизистых языка и нёба. Соматовисцеральная кожная чувствительность. |
Тогда чем человек отличен от животного?
Если говорить о психологической стороне отношений между людьми и животными, разница выглядит довольно существенной. Речь идёт о той самой любви, феномену которой до сих пор не найдено максимально точного определения. В зависимости от того, что понимается под любовью, не утихают споры — возможно ли подобное явление в животном мире. Если делать выводы, опираясь лишь на гармонию половых отношений, то понятие любви вполне применимо и к представителям звериного мира. Но если говорить об эмоциональной привязанности, душевной общности, взаимном совпадении интересов и прочих присущих только людям особенностях, то следует признать — любовь в высшем ее понимании существует лишь среди представителей мира людей. Да и то даётся далеко не каждому из нас.
Хотя этология (наука о животном мире) описывает случаи поистине человеческой привязанности в некоторых животных парах друг к другу, в целом взаимоотношения среди млекопитающих длятся ровно столько, сколько требуется для спаривания, производства потомства и минимально необходимой заботы о его выживании.
В дополнение к сказанному следует лишь отметить, что явление так называемой платонической любви свойственно исключительно человеку и не имеет аналогов в животном мире. Когда же речь идет о родительской любви к потомству (особенно материнской), то данное явление присуще и тем, и другим, так как основано на физиологическом инстинкте.
Развитие зародышей
Сходство человека и животных наблюдается уже на первых этапах жизни. Эмбрионы человека на ранних стадиях практически не отличаются от эмбрионов других высших позвоночных. Только со временем они начинают приобретать специфические для каждого вида черты. При этом гомологичные органы формируются из одинаковых структур, то есть там, где у ящериц появляются передние конечности, у птиц развиваются крылья, а у человека руки и т. д.
Чем же похожи наши эмбрионы? Развитие всех позвоночных начинается с оплодотворения, далее образуется зигота, которая дробится, переходя в стадии морулы, бластулы и гаструлы. Из средних (мезодермы), внутренних (эндодермы) и внешних (эктодермы) зародышевых листков начинают формироваться органы и ткани.
Как и у остальных позвоночных животных, на 2,5 неделе жизни у нас появляется хорда – длинный продольный тяж, который со временем преобразуется в позвоночник. Сердце вначале выглядит как трубка с пульсирующими стенками, а то, что позже перерастет в спинной мозг и полноценную нервную систему, является поначалу нервной трубкой.
Как и у рыб, человеческий мозг до 3 месяцев состоит из пяти мозговых пузырей. С материнским организмом нас связывает пупочный канатик, что наблюдается у всех плацентарных млекопитающих. У приматов, грызунов и хищников он отпадает при рождении плода.
Сравнение и чем они отличаются
Люди и звери имеют определенные сходства друг с другом. Однако для сравнения не слишком подходят, так как совершенно разные. У людей имеются свои идеи, жизненные цели, привычки, желания и набор навыков. Каждый человек индивидуален, а многие виды зверей походят друг на друга.
Имеются и другие отличия:
- Люди высокоразвитые, они создали большое количество технологий, изучили науки, у них имеется своя вера и цели. Животные ориентируются только на то, что заложено в них природой, и обладают главной задачей — выжить.
- Человек обладает возможностью мыслить, а звери этого не умеют. Также у людей имеется способность свободного выбора, они принимают ответственность за совершенные поступки, есть мораль.
- Человек воспринимает то, что ему говорят, и понимает своего оппонента. У животных имеются некоторые навыки общения, но они ограничены.
- Постоянно люди узнают что-то новое, каждый день получают разную информацию, за счет которой обучаются. Животные же этого не делают, они довольствуются тем набором навыков и знаний, который были заложен в них от природы.
- Люди покоряют океаны, моря, космическое пространство и, если потребуется, то вполне могут переселиться на дальние планеты. Звери же привязаны к определенной местности и не покидают территорию своего обитания.
- В сравнении с другими представителями на теле человека мало волос.
- Люди способны выучить разные языки и понимать иностранцев, свободно с ними общаться. Звери не склонны к обучению, и некоторые виды живых существ могут только подражать друг другу.
- Человек в среднем может прожить 60 лет, а максимальный возраст превышает отметку 100. Продолжительность жизни животных зависит от их вида. К наиболее распространенным домашним любимцам относят кошек и собак, и они живут 10-20 лет.
- Среди животных больше решает первобытная сила, а у людей доминирует умственное и душевное развитие.
- Звери могут быть как плотоядными, так и травоядными, и исходя из этого они придерживаются определенного питания. Люди, в отличие от них, всеядны.
- Звери не могут испытывать высшие эмоции, отрицать что-либо, планировать, считать, знать о собственной смертности.
- Подавляющее большинство зверей перемещается на четырех лапах, а человек двигается на двух ногах.
- Умение человека пошутить также отличительная черта от других живых организмов. Люди способны осуществлять задуманное, они творческие и постоянно создают что-то новое.
- Животные принадлежат к разным видам, а человек только к одному — Homo Sapiens.
- Человек может приручить животное, но наоборот ситуация произойти не может никак.
Часть 1
1. Что отличает человека от животного?
1) наличие инстинктов и рефлексов
2) двигательная активность
3) членораздельная речь
4) способность использовать природные ресурсы
2. Что отличает животного от человека?
1) преобладание инстинктов и рефлексов в поведении
2) производство орудий труда
3) членораздельная речь
4) способность к прямохождению
3. Верны ли следующие суждения о сходстве человека и животного?
А. Человек так же, как и прочие живые организмы, нуждается в заботе и уходе для нормального развития.
Б. Человек, в отличие от животных, не сможет вырасти вне общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Какое положение из названных не характерно для животного?
1) способность воспроизводить потомство
2) приспособление организма к природным условиям существования
3) наличие фантазии
4) наличие инстинктов и рефлексов
5. Определённые действия (поведение), уже имеющиеся в живом организме при его рождении, — это
1) рефлексы
2) наследственность
3) инстинкты
4) сознательность
6. К основным инстинктам животного не относится
1) защитная реакция
2) поиск пропитания
3) воспроизведение потомства
4) осознание ответственности за своё поведение
7. К наследуемым человеком биологическим признакам относится(-ятся)
1) творческие способности
2) знания и умения
3) цвет глаз
4) уровень образования
8. Верны ли следующие суждения о подростках?
А. Подростки спокойны и рассудительны, с ними легко и просто можно решить любую проблему.
Б. Подростки противоречивы и склонны к быстрой смене настроения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о самостоятельности?
А. Самостоятельность — это уверенность в своих силах и желание попробовать себя в новом деле.
Б. Самостоятельность — это непослушание, стремление делать всё по-своему.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Социально и духовно развитый человек — это
1) индивид
2) индивидуальность
3) личность
4) взрослый
11. Дополните схему.
12. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к чертам, присущим только человеку и не характерным для животного.
1) имеет хорошо развитый головной мозг;
2) может приспособить свой организм к природным условиям существования;
3) осознаёт самого себя;
4) способен к творчеству;
5) способен к действиям по плану.
Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
13. Найдите в приведённом ниже списке свойства, передающиеся человеку по наследству, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) способность человека к мышлению
2) умения и навыки
3) спокойный и рассудительный характер
4) цвет волос и глаз
5) уровень культуры и воспитанности