- Волк и куртка зрительницы из Тольятти
- Клоун
- Лев против дрессировщика в Перми
- Без животных цирк погибнет
- А как у них?
- Что можно рассказать о цирке. Проект «Цирк, цирк, цирк!» для детей старшего дошкольного возраста
- Бывает ли гуманной цирковая дрессура?
- Медведь-убийца в Бишкеке
- Кнут после пряника
- Аргументы зоозащитных активистов
- Счастливы ли животные в цирке?
- Все о цирке. Первый стационарный цирк
- Об отношении к протестующим
Волк и куртка зрительницы из Тольятти
3 ноября 2013 года в сети появилось видео, как в тольяттинском цирке во время представления волк одним прыжком преодолел отделяющий арену от зрителей барьер, и бросился на сидевших в первом ряду.
По счастливому случаю, внимание животного привлекла куртка зрительницы, сидевшей с краю ряда на приставном стуле. Он вцепился зубами в одежду и вырвал клок
В это время подоспели дрессировщики, которые усмирили хищника и увели животное за кулисы. А в августе 2012 года в том же цирке ЧП произошло прямо перед шоу — во время фотосессии с животными маленький леопард поцарапал двух девочек.
Клоун
Наверное, это первое что приходит в голову, когда говорят о цирке.
Клоуны — это артисты, которые для развлечения публики используют различные приемы:
- кривляние;
- переодевание;
- пародию;
- импровизацию и многие другие.
Так как цирк создан для развлечения, то цель клоуна — рассмешить. Для этого он активно взаимодействует с аудиторией, вызывает в «круг», если это классический цирк, или на сцену, если представление проходит в здании для подобных мероприятий.
Также клоуны могут «неожиданно» врываться на сцену во время исполнения других номеров.
Несмотря на всю несерьезность образа, клоун — это тот, кто работает в цирке по профессии.
Код профессии и полное название:
Код — 20103. Наименование — Артист (буффонадный клоун).
Буффонада — это и есть основа актерской игры клоуна. Это направление искусства, которое подразумевает утрированность, комичность и неестественность проявлений актера.
Это выражается в гриме и костюмах клоунов. Например, с помощью грима они максимально выделяют глаза, рисуют удивленные брови и раскрашивают губы в яркие цвета.
Одежду они подбирают максимально нелепую, например, очень большую обувь или костюмы не по размеру.
В речи используют игру интонациями для создания комичности образа.
Так как клоун — это артист, то они получают актерское образование. Начать обучение можно после 9 и 11 класса. Чаще в этой профессии встречаются мужчины. Женщин, которые примеряют на себя эту роль, называют клоунессами.
Лев против дрессировщика в Перми
В Пермском государственном цирке 23 марта 2009 года прямо во время представления «Львы Африки» хищник напал на дрессировщика. На тот момент на манеже в клетке было шесть львов, двое из них стали рычать друг на друга, а потом началась потасовка. Дрессировщики пытались успокоить их, поливали водой из брандспойтов, но ничего не помогало. Тогда на манеже появился помощник дрессировщика с пистолетом, он дважды выстрелил в сторону разъяренного животного. В ответ лев бросился на мужчину и повалил его. Однако шокированному помощнику удалось спастись — он умело сгруппировался и, воспользовавшись моментом, выбежал из клетки. В результате — отделался легким испугом. Из-за суматохи остальные львы тоже вышли из-под контроля и начали кидаться на ограждения. Дабы избежать жертв, зрителей пришлось эвакуировать из здания цирка.
Без животных цирк погибнет
В условиях даже псевдорыночных экономик одним из основных показателей для увеселительных заведений является посещаемость. Если бы номера с животными не были интересны зрителям, «лев Бонифаций» и «медведи на велосипеде» давно бы уже остались за бортом циркового манежа.
По версии специалистов Харьковского цирка, основная часть посетителей — это взрослые с детьми. Посетители без детей составляют примерно 2-3% (около 50 человек при аншлаге 2 100). Дети идут смотреть на дрессированных животных. В антракте они фотографируются с животными. Если из цирка исчезнут зверюшки, дети утратят интерес к шоу. Цирки придется вообще закрывать.
Андрей Спектор, артист государственной цирковой компании Украины:
«Спасать цирк нужно от зоозащитников. Эти люди, не имея ни одного факта, доказательства жестокого обращения с животными в цирке, обливают нас грязью на протяжении многих лет».
А как у них?
Для шествующей в Европу страны, конечно же, весомое значение может иметь опыт западных партнеров.
От использования животных в цирковых представлениях полностью или частично отказались около полусотни стран мира. Полный запрет действует в Австрии, Венгрии, Великобритании, Греции, Дании, Италии, Нидерландах, Хорватии, Чехии, Швеции, Финляндии и Израиле.
Локальные запреты введены в США, Австралии, Аргентине, Бразилии, Бельгии, Германии, Испании, Норвегии, Эстонии.
https://youtube.com/watch?v=-mjG6iSf1Io
В качестве примера приводится самый успешный и известный цирк мира — Cirque du Soleil. В данном цирке важна в первую очередь демонстрация возможностей человека, артистическое шоу, животных там нет и никогда не было.
Рассмотрим опыт нескольких стран.
Великобритания
В 2012 году парламент проголосовал за полный запрет использования дрессированных животных в цирках страны. По версии законодателей, практически все цирки были замечены в нарушении прав животных и в жестоком обращении. Дрессировщики били слонов бычьими крюками и использовали электрошокеры. Львов регулярно избивали палками и придушивали тяжелыми цепями.
В Британской Ветеринарной Ассоциации заявили, что потребности диких животных не могут быть удовлетворены в условиях цирка; особенно с точки зрения места размещения и способности выражать нормальное поведение — то есть животные, которые находятся в цирке, всегда будут страдать, и единственный гуманный вариант — это полностью запретить их содержание в цирке.
Согласно опросам общественного мнения, 94% граждан в Англии и Уэльсе и 98% людей в Шотландии приветствуют запрет.
Нидерланды
В 2015 году введен полный запрет на использование диких животных в цирках. Разрешено использование диких животных только в зоопарках.
Среди причин запрета назывались: жестокое обращение с животными со стороны дрессировщиков, смертность животных во время транспортировки, частые случаи возникновения психических расстройств животных на фоне физических истязаний, жестокие способы отлова животных для цирков.
Австрия
Австрия — одна их первых стран Старого света, где был введен запрет на использование диких животных в цирках. Это произошло еще в 2002 году.
Сторонниками запрета стали врачи-ветеринары, которые утверждали, что работа в цирке для животных травмоопасна.
Польша
В 2015-2016 годах в разных городах страны начали запрещать использование животных в цирках. Мэр Варшавы Ханна Гронкевич-Вальц заявляла, что «к животным в цирке относятся как к неодушевленным предметам, заставляют выполнять действия, несвойственные их природе, не обеспечивают должных условий содержания».
Бельгия
Закон о запрете использования диких животных в цирках был принят в 2013 году. Запрет касается большинства видов диких животных в цирках, при этом попугаи и верблюды классифицируются как домашние. В качестве мотивации отмечалось неблагополучие животных, противоестественное содержание в клетках.
Испания
Более 300 городов запретили на своей территории цирковые представления с животными. В частности, в постановлении властей Мадрида говорится, что «животные имеют право не становиться жертвами плохого обращения и не подвергаться жестоким действиям, которые причиняют им страдания». При этом в Испании существует традиционная национальная забава коррида.
Эстония
В Эстонии запрещены цирки с участием рожденных на воле животных. Города Таллинн, Тарту и Пярну ввели закрыли въезд для цирков с любыми животными.
Что можно рассказать о цирке. Проект «Цирк, цирк, цирк!» для детей старшего дошкольного возраста
Елена Веселова Проект «Цирк, цирк, цирк!» для детей старшего дошкольного возраста
« Цирк , цирк , цирк !»
Вид:
Информационно- познавательный, творческо-игровой
Длительность проекта :
Долгосрочный
Участники:
Дети старшей группы , воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.
Интеграция образовательныхобластей:
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
• Художественно-эстетическое развитие.
• Социально-коммуникативное развитие.
• Физическое развитие.
Актуальность проекта :
«Если каждый из нас сумеет сделать
счастливым другого человека – хотя бы
одного, на земле все будут счастливы»
Юрий Никулин.
В сокровищнице мировой культуры храниться довольно загадочный феномен, насчитывающий не одно тысячелетие. Этот феномен – цирк !
Много лет тому назад появились бродячие артисты. Они ходили по городам и селам, показывая свои таланты. Со временем артисты объединились в цирк шапито . Цирк – это радость , цирк – это веселье и смех, развлечение, отдых и поднятие настроения.
Основой циркового искусства считается дрессировка животных, демонстрация необычного и смешного. Характерной принадлежностью современного цирка является демонстрация фокусов, пантомимы, клоунады; исключительных способностей, часто связанных с риском (шпагоглотание, огнеглотание, физическая сила, акробатика, эквилибристика, прыжки).
В детстве все любят цирк . У детей есть потребность – удивляться и радоваться, ожидать праздник каждый день, стать самим чуть-чуть дрессировщиками или фокусниками.
Посещение цирка является для детей событием , необычно привлекательным и вызывает массу положительных эмоций.
Цель:
Обогащение представлений дошкольников о цирке : знакомство с помещением цирка , его наполнением, значением атрибутов, профессиями работников цирка , цирковыми животными .
Задачи:
— формировать познавательный интерес детей и обогащение личного опыта в процессе знакомства с культурным пространством цирка
— расширение и систематизирование знаний детей о цирке как об одном из видов творческой и профессиональной деятельности человека, о животных, которые выступают в цирке
— создать условия для развития и поддержания интереса дошкольников к цирку
— развитие у детей творческих способностей в изготовлении элементов декораций для театральной деятельности
— способствовать вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада, развитию совместной деятельности детей и родителей .
Предполагаемый результат:
Дети получат представления о цирке и его организации : здание и внешний вид, реквизиты, атрибуты, основные профессии, животные, участвующие в представлениях. В результате проведенной работы дети смогут применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Этапы работы над проектом .
I этап: подготовительный.
-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы о цирке , подбор
— Подбор материала для продуктивной деятельности детей .
— Составление перспективного плана проектной деятельности .
— Привлечение родителей к изготовлению декораций и атрибутов, обогащения среды по теме.
II этап: основной.
Бывает ли гуманной цирковая дрессура?
Иногда цирковые дрессировщики утверждают, что работают «гуманно», однако возможно ли это, если речь идет о диких животных?
Во-первых, гуманная дрессура возможна только в том случае, если животным в целом обеспечивают качественное содержание и хотя бы минимальный комфорт. Цирковые животные этим похвастаться не могут.
Во-вторых, дикие животные, в отличие от тех же собак, не отбирались тысячелетиями по признаку лояльности к человеку и стремлению сотрудничать с ним. Они по своей природе боятся людей, стремятся избежать контакта и уж точно не рады выполнять человеческие прихоти, да еще среди оглушительного шума и под ярким светом на цирковой арене.
Чтобы животные «работали», их к этому принуждают. Какими методами? На сайтах зоозащитных организаций все описано и показано в деталях, здесь приводить подобные описания не стоит, чтобы не шокировать читателей.
На фото: дрессированные тигры в цирке. Фото: google.by
Так что вывод однозначен: цирковая дрессура диких животных гуманной не бывает.
А что вы думаете по поводу цирков с использованием животных?
Медведь-убийца в Бишкеке
Утром 22 октября 2009 года во время гастролей российских артистов в Киргизии медведь напал на людей: один из них скончался на месте. ЧП произошло во время репетиции — зверь повалил своего дрессировщика Евгения Попова и стал наносить удары. Находившиеся рядом артисты пытались отбить мужчину у медведя палками, но безуспешно. Администратор труппы Дмитрий Потапов понимал, что нужно действовать решительно, и вышел на арену. Он несколько лет профессионально работал с медведями и знал, что спасти коллегу можно только, если удастся отвлечь хищника
Обезумевший медведь, действительно, переключил свое внимание на Потапова — он за секунду оказался рядом с мужчиной, сбил его с ног и начал драть. К этому моменту подоспели полицейские, которые были вынуждены застрелить животное
После чего Евгения Попова срочно доставили в реанимацию, а вот спасти Дмитрия Потапова не удалось.
Кнут после пряника
— Работая на протяжении 30 лет ветеринарным врачом в цирке, я ежедневно сталкивался с суровым бытом закулисья. Этот опыт сделал меня сторонником идеи запрета жанра дрессуры, — поясняет Евгений Сибгатулин. — На 70 процентов моя практика состояла из лечения травм, нанесенных животным дрессировщиками. Все они говорят, что жестокое обращение вызывает лишь ответную агрессию со стороны зверя. Но можно ли добиться от хищника четкого исполнения трюка одним лишь лакомством? Вот пример из практики. Чтобы приучить молодого тигренка оставаться на тумбе, на нее кладут кусок мяса. Тигренок запрыгивает, но тут же, съев мясо, устремляется прочь. Однако как только он спускается, его начинают бить алюминиевыми прутьями. Так каждый раз: на тумбе малыша ждет лакомство, за ее пределами — жестокие побои. Информация фиксируется в памяти животного, и именно страх заставляет его оставаться на тумбе. Это только один из примеров так называемого метода гуманной дрессуры.
— Цирк с использованием животных — это систематическое насилие над ними, о чем свидетельствуют многие профессионалы, — вторит коллеге Елена Маруева, ветврач, магистр по поведению и защите животных. — Применяются крайне жестокие методы: избиение, лишение воды, пищи, электрошок. Например, медведя ставят на раскаленный лист железа, что заставляет его «танцевать» на горячей поверхности. Глубоко ошибочно мнение, что цирк учит детей любить животных. Наблюдая зверей в неестественной для них обстановке, дети видят в них лишь кукол, созданных для развлечения.
Из документального фильма «Российские звезды против цирка с животными», снятого зоозащитниками из центра «ВИТА».
Лайма ВАЙКУЛЕ:
— Ребята, которые работали в цирке, рассказывали, как дрессировщики собачек о стену швыряют в гримерке. А слоны за кулисами всегда стоят прикованные за ногу к клетке. Каждый раз, когда начинается мой концерт, я говорю: все, кто меня любит и уважает, не ходите в цирк, где дрессируют животных.
Михаил ШИРВИНДТ:
— Раза четыре у меня в «Дог-шоу» были профессионалы. Они делали такие трюки! Но видели бы вы полные ужаса глаза этих собачек, когда их подзывал улыбчивый хозяин. Я много ездил по миру. Практически нигде цирк с животными уже не существует. Потому что это такое издевательство, такие пытки! Весь этот фасад пропитан кровью и муками зверей.
Ольга ШЕЛЕСТ теперь стыдится, что была укротительницей. Фото из архива EG.RU
Ольга ШЕЛЕСТ:
— Меня пригласили участвовать в проекте «Цирк со звездами», где нужно было освоить несколько дисциплин, в том числе дрессуру. Погрузившись в тонкости, я поняла, почему животные делают так, а не иначе, почему не набрасываются на дрессировщика. Потому что, когда они были маленькие, их избили палками так, что они никогда в жизни не поднимут ни лапу, ни клык на него. Лев, который отработал на манеже, из клетки по коридору бежит в свой вольер. Он никогда в своей жизни не стоял на земле — либо на опилках манежных, либо в клетке. Никогда не выходил на улицу. Поняв эту изнанку, я стала активно выступать против того, чтобы животные служили развлечениям людей.
Анна КОВАЛЬЧУК:
— Мишка получает палкой в одну ногу — поднимает. В другую — поднимает. И вот он «танцует». Ну какой родитель об этом рассказывает своему ребенку? А я рассказываю. И дети у меня не хотят в цирк и не хотят в зоопарк.
Линда НИГМАТУЛИНА:
— Если мы лишаем животных выбора, значит, мы не имеем права называться сознательными людьми. Мне кажется, не надо быть семи пядей во лбу, не надо смотреть разоблачительные фильмы, чтобы понимать, что происходит в цирке. Что это клетки — в любом случае. Что это истязания — моральные и физические — в любом случае. По-другому вы не добьетесь нетипичных движений от любого животного. Человек нормальный, мне кажется, никогда не допустит этого и никогда не поведет своих детей в цирк.
Аргументы зоозащитных активистов
В последние годы в информационном пространстве все прочнее утверждается мысль о том, что выступающие в цирке животные испытывают физические и психологические страдания.
Существуют версии, что выполнять трюки животных понуждают избиениями и приемами дрессуры, напоминающими пытки. Например, чтобы животные выполняли трюки, им причиняют физическую боль, поэтому цирки должны остаться в прошлом.
Нарекания со стороны зоозащитников вызывают условия содержания в цирке. Клетки тесные, условия транспортировки животных — плохие. Питание, которое обычно предоставляют в цирках, не является сбалансированным для диких животных, что также вредит их организму.
Олеся Пинзеник, зоозащитник:
«На самом деле это большое издевательство над животными, и это практика, которая должна отойти в прошлое. Все хорошо помнят, как танцует медведь, это довольно распространенная практика. Но это достигается очень жестокими методами. Мало кто знает, что медведя, для того чтобы заставить танцевать, ставят на раскаленную поверхность, и вот он тогда начинает перебирать лапами. И только таким уроком, который повторяется неоднократно, достигается этот якобы танец».
Один из наиболее ярких аргументов зоозащитников — государственные цирки пользуются поддержкой государства, а следовательно, каждый налогоплательщик финансирует ненадлежащее обращение с животными. Согласитесь, знать о существовании чего-то недостойного не очень приятно. А жить с осознанием, что это делается на твои же деньги — просто невыносимо.
Александр Тодорчук, основатель движения за права животных UAnimals:
«Государственные цирки финансируются из бюджета, поэтому за удар кнутом платит каждый налогоплательщик. Пришло время прекратить этот садизм. Далее — полный законодательный запрет и развитие украинского цирка без животных».
Счастливы ли животные в цирке?
Существует международная концепция оценки благополучия животных (в том числе диких), оказавшихся волей случая на попечении человека. К цирковым животным это тоже относится. Это концепция пяти свобод, где четко прописаны условия, в которых должны содержаться живые существа. Соблюдаются ли пять свобод в цирке?
- Свобода от голода и жажды. Публика не может видеть, насколько хорошо кормят животных и есть ли у них постоянный доступ к воде. Однако зоозащитники, которые проводят расследования, утверждают, что часто «артистов» морят голодом, чтобы «замотивировать» на работу, и подкрепляют эти утверждения доказательствами. То есть эта свобода НЕ удовлетворяется.
- Свобода от дискомфорта. Животные в цирке содержатся в тесных клетках, постоянно страдают от шума, не имеют возможности полноценно отдыхать, используется негуманная амуниция. Свобода НЕ удовлетворяется.
- Свобода для осуществления видотипичного поведения: животное должно иметь возможность жить в максимально приближенных к естественным условиям и вести себя в соответствии с видовой принадлежностью. С тем, что эта свобода НЕ удовлетворяется, не будет спорить даже самый ярый защитник цирков.
- Свобода от травм и болезней. Выступления в цирке – занятие травмоопасное, с этим не поспоришь. Предоставляют ли животным качественное лечение? По свидетельствам зоозащитников, нет.
- Свобода от горя и страданий. Цирковая дрессура – штука жестокая, свидетельство чему – множество съемок с помощью скрытой камеры (зоозащитники не дремлют). Так что эта свобода совершенно однозначно НЕ удовлетворяется.
То есть не нужно быть гением, чтобы понять, что животным в цирке живется, мягко говоря, не сладко.
Все о цирке. Первый стационарный цирк
Основателями первого цирка в России были братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины. Дети крепостного крестьянина с раннего детства, сами того не ведая, погружались в цирковое искусство: когда их отец получил вольную, он взял сыновей в путешествие по Поволжью, зарабатывая на жизнь жонглерством и музыкальными представлениями. Каждый из детей выполнял свою роль. Аким был главным комедийным персонажем, выступал как клоун и играл на разных музыкальных инструментах. Петр удивлял зрителей физической силой и ловкостью, а самый старший, Дмитрий, был балагуром-ведущим.
Братья Никитины: Дмитрий, Пётр, Аким (слева направо). Фотография: docplayer.ru
Саратовский государственный цирк имени братьев Никитиных. Фотография: gtrk-saratov.ru
В конце концов их «гастроли» остановились в Пензе, где в 1873 году открыли первый стационарный цирк в России — «Ледяной дворец». На берегу реки Суры разложили сваи, на которых были установлены скрепленные льдом шесты. Нехитрую конструкцию обтянули навесом — и первый цирк в истории России был готов. Однако каждый приход весны заставлял циркачей сворачивать свою деятельность.
Уже через три года братья открыли цирк в Саратове . Здание для цирка они выкупили у местного предпринимателя Эммануэля Баранека — и оно просуществовало практически до конца 1928 года. На арене выступали исключительно русские артисты, что было важным условием братьев Никитиных.
Об отношении к протестующим
ПЭ: Контактировали ли вы с этими людьми?
Послушайте, контактировать с ними бесполезно. Среди них есть две категории граждан. Первая – это люди ведомые, которые считают себя бесконечно добрыми. Они готовы выйти, как им кажется, за все хорошее и против всего плохого. Достаточно определить какую-нибудь «модную» тенденцию, и они идут. Вторая категория — агитаторы-провокаторы, которые все это организовывают. У них очень конкретные цели – продвигать свои ценности, чтобы зарабатывать политические баллы и, в конце концов, выходить на государственный уровень для организации партий, которые будут влиять уже не только на общение человека и животного.
Эта тенденция пришла к нам с Запада. Особенно на фоне какого-то общественного пассива, безразличия. Они пользуются человеческим незнанием за счет концентрации провокационной информации типа каких-то выборочных видеороликов.
Фото: politexpert.net — Евгений Зайцев
Мое отношение однозначное. Мне, знаете, даже не жаль этих людей. Если бы они были просто какие-то несчастные, мне, может, было бы жаль их за глупость. Но это мерзкие люди, которые продуманно выбрали цирк в качестве политического пугала.
Они не готовы ни аргументировано спорить, ни вести какие-то дискуссии. Даже когда журналисты задавали им вопросы, они заявили: «Мы не вступаем в переговоры с цирковыми». То есть они хотят проассоциировать цирк чуть ли не с террористами.
Самое главное, что эти люди ни за что не отвечают. И не обладают даже маломальскими знаниями, а основываются исключительно на своих больных фантазиях и интерпретациях. Они могут утверждать все, что угодно, и чувствуют вседозволенность. Они могут сказать, например, что тигр – это ночной охотник или еще что-то. Ну, то есть просто бред какой-то.
Мы пытались с этими людьми вести диалог. В интернете есть ролики, когда мы их на репетиции приглашали, пытались быть с ними максимально дипломатичными и открытыми, но увидели, что эти люди имеют конкретную стратегию. Они просто ищут слабые места. И целенаправленно либо создают провокации, либо ждут, чтобы кто-то где-то оступился, обобщая многие вещи.
Диалога не получается абсолютно. Они выдвигают один аргумент, им отвечаешь, они тут же переключаются на другой, потом третий, пятый, десятый. Заканчивается все по принципу «сам дурак»: «А мы считаем, что все животные должны быть на воле». Мало ли кто что считает? Я могу считать, что эти люди должны в психушке сидеть, но это же не значит, что нужно сейчас всех посадить в пазик и закрыть.
Если говорить про эти акции, я в своем «Инстаграме» делал забавную фотографию с чудаком, который терся возле нашего входа.
PrtScr: instagram.com/@askoldzap