- Что такое ящик Скиннера?
- Основные правила шейпинга для собак
- Как развивались представления об обучении животных?
- Что понимается под оперантом в теории Скиннера?
- Оперантный метод дрессировки обеспечивает собаке предсказуемость и контроль среды
- Отличия оперантного обучения от других методов дрессировки
- С чего начинать дрессировку дикой собаки?
- В чем заключаются преимущества шейпинга для собак?
- Что понимается под научением?
- Способ формирования
- Плюсы оперантного метода обучения собак
- Как сделать из своей собаки гения?
- Что такое ящик Скиннера?
- Что такое контингенция? Что понимается под условием?
- Формы научения
- Что такое оперантное обучение собак
- Квадрант оперантного обучения
- Апортировочный метод дрессировки.
- Голодный голубь
Что такое ящик Скиннера?
Имя ученого носит лабораторное оборудование, которое имеется практически во всех институтах и даже в кружках для детей. Разумеется, если в них изучается поведение, образование и закрепление рефлексов. Конечно же, речь идет о ящике Скиннера.
Это оборудование представляет собой достаточно просторную коробку или же ящик, в которое помещают наблюдаемое животное, как правило, крысу или мышь. Сам ящик в идеале является непроницаемым для звука и света. Это необходимо для исключения случайных посторонних факторов, способных повлиять на чистоту результатов проводимого исследования.
Внутри ящика располагается одна «кнопка» или же несколько, как правило, их называют рычагами. Технически процесс современных исследования выглядит так:
- животное «нажимает» на кнопку или рычаг;
- переключатель это фиксирует и передает на компьютер.
Разумеется, до появления сложной техники за подопытными зверьками велось непосредственное наблюдение. Модель оборудования, разработанная Скиннером, подходит для изучения поведенческих реакций не только у крыс или мышей. В ящик может быть помещено любое животное или же птица.
Основные правила шейпинга для собак
- Каждый день кардинально менять задачи. Например, что у нас может на шейпинге сделать собака? Начальный набор действий очень ограничен: тычки носом, что-то взять в пасть, направление движения, движение лап. Остальное — варианты предыдущих действий. Я рекомендую каждый день менять направления и то, чем будет работать собака. Например, если сегодня мы делали тычки носом в руку (работа носом в горизонтальной плоскости), завтра собака начнёт опять предлагать то же самое (собакам свойственно предлагать либо любимое действие, либо то действие, которое «дорого» покупалось накануне). Значит, на завтра мы от неё будет просить работу пастью или работу лапами в вертикальной плоскости, например, поставить лапы на табуретку. То есть, ежедневно менять направления и акценты.
- Шейпинговая сессия длится не более 15 минут, начинаем буквально с 5 минут.
- Поощряем, особенно на первых порах ОЧЕНЬ часто — до 25 — 30 поощрений в минуту. С продвинутыми собаками, которые умеют не демотивироваться при поиске решений, значительно сокращаем количество кусков.
- При шейпинговых тренировках мы не используем никакие маркеры неправильного поведения типа «Нет» или «Ай-яй-яй».
- Я очень люблю вводить маркеры работы: маркер для начала шейпинг сессии, чтобы собака чётко понимала, что сейчас она начинает творить, предлагать (у меня это обычно маркер «Думай»), маркер для окончания сессии, маркер для обозначения «ты на верном пути, продолжай», маркер «предложи ещё что-то» и, конечно же, маркер правильного действия.
Как развивались представления об обучении животных?
Долгое время о психологии животных рассуждали с позиций бихевиоризма. Бихевиоризм – направление, основанное Торндайком и Скиннером, и оно занимало доминирующее положение в 50-х, 60-х и даже 70-х годах 20 века. А наиболее известным бихевиористом считается Скиннер.
Основная идея бихевиоризма сводится к тому, что поведение можно объяснить довольно простыми механизмами, например, такими, как «стимул – реакция». И идея о классическом и оперантном обусловливании действительно может объяснить многие вещи.
Именно из бихевиоризма пришли идеи положительного подкрепления и использования кликера в обучении самых разных животных, в том числе собак. Этот метод хорош тем, что позволяет обучать любых животных, разница лишь в скорости обучения.
Однако есть в бихевиоризме и слабое место. Например, то, что все поведение объясняется через научение. В общем-то, интеллект не слишком важен, он, перефразируя фразу из известного фильма – область темная и исследованию не подлежит. И критики идей бихевиоризма говорили о том, что эксперименты бихевиористов, например, ящик Скиннера, не дают представления об интеллектуальных способностях животных.
И в последнее время все большую популярность набирает когнитивный подход, который базируется на том, что разные виды животных имеют разные интеллектуальные способности, а что касается собак, то здесь огромное значение играют и индивидуальные особенности.
Фото: maxpixel.net
Что понимается под оперантом в теории Скиннера?
Оперантом в этом психологическом направлении называют хаотичное множество или же последовательность действий, которая определяется их непосредственным результатом.
Определение лишь на первый взгляд кажется запутанным, на самом деле его смысл очень прост. Оперант определяется не стимулом, а функционально, то есть теми изменениями, которые следуют за действием. То есть если какой-то поступок привел к приятным для человека, его совершившего, последствиям, он обязательно будет повторен снова.
Последствия, к которым приводит какой-либо поступок, обладающие побудительной силой к его повторению, называются постцедентными воздействиями.
Оперантный метод дрессировки обеспечивает собаке предсказуемость и контроль среды
В школе мы все изучали, что такое условные рефлексы. Это когда нейтральный стимул (который изначально не имел для живого существа никакой биологической значимости) приобретает значимость. Подобное происходит в тех случаях, когда за нейтральным условным стимулом постоянно следует безусловный, изначально важный (например, еда, но не только).
Если звонок в дверь ничего не значит для вашей собаки, она не будет на него реагировать. Но если каждый раз после того, как в дверь позвонят, происходят приятные (или неприятные) для собаки вещи, она вскоре научится реагировать на звонок в дверь. И уже сам звонок станет для собаки значимым стимулом.
Например, если владелец срывает на собаке дурное настроение или просто склонен жестоко наказывать ее, она будет ассоциировать его с плохими событиями и перестанет доверять, а значит, ни о каком сотрудничестве и успешной дрессировке не может быть и речи.
Хорошая новость: это работает и в обратную сторону. Если мы уважаем собаку, обеспечиваем безопасность и комфорт, используем гуманные методы обучения и воспитания, она все больше нам доверяет, а значит, способна обучаться и работать, причем с удовольствием.
Оперантный метод дрессировки в основном связывают с именем Б.Ф. Скиннера. Этот метод обучения дает собаке возможность управлять средой и контролировать ситуацию. Мы же получаем возможность формировать нужное нам поведение животного.
На фото: дрессировка собаки. Фото: ru
Отличия оперантного обучения от других методов дрессировки
- Собака предлагает различные варианты решения задачи и/или поведения.
- Успех и подкрепление закрепляет поведение.
- Поведение собаки, которое мы подкрепляем, возникает все чаще.
Проведите эксперимент: предложите собаке накрытую крышкой миску с едой. Собака наверняка будет пытаться достать лакомство: скрести крышку лапой, сдвигать носом и т.п. И когда попытка увенчается успехом, собака получит желаемое – а значит, ее поведение будет подкреплено. И в следующий раз, когда перед вашим питомцем будет стоять подобная задача, велика вероятность, что он выберет проверенный работающий способ и куда быстрее доберется до лакомого кусочка.
Предлагая собаке различные задачи и постоянно подкрепляя нужные действия (иногда с использованием подсказок), мы можем не только формировать новое поведение, которое нам нужно, но также работать над поведенческими проблемами.
С чего начинать дрессировку дикой собаки?
Я понимаю, что звучит это более, чем прекрасно, но хочется конкретики. Я вообще считаю, что собаки – удивительные существа, способные усвоить огромное количество информации, что их можно обучать всю их жизнь и при правильном подходе к обучению, собака будет обожать тренировки
Но если мы говорим о бывше-диких собаках, находящихся в работе по реабилитации и адаптации, я считаю особенно важной командой команду подзыва. Она важна для всех собак, но для диких особенно
Довольно часто дикая собака, которая ещё не доверяет человеку, срывается с поводка или выворачивается из ошейника/шлейки в течение первых 6 месяцев. Если подобный инцидент случается, в большинстве случаев мы сталкиваемся с тем, что собака, оказавшаяся на свободе и не обученная подзыву, сперва стремится вернуться, подойти к хозяину, но на последних шагах робеет перед протянутой к ней рукой и отскакивает назад. Проделав несколько попыток подойти к человеку, собака вгоняет себя в состояние стресса, противостоять которому она уже не готова, и она выбирает иной вариант – уходит дальше, загоняя себя всё больше и больше в положение, когда подойти к человеку становится всё страшнее.
Методик работы существует множество, но их необходимо выбирать, руководствуясь особенностями каждой отдельной собаки. Единственный очень важный момент: отработка подзыва (как и вся остальная дрессировка, но подзыв – это наше ВСЁ) должна всегда вестись в радостном русле, должна всегда обещать собаке горы еды, часы игр, тысячи ласкающих рук.
Следующим важным навыком я считаю умение гулять на провисшем поводке
Не только и не столько ради комфорта человека, выгуливающего собаку (хотя, конечно, и ради него тоже), но нам важно, чтобы бывше-дикая собака чувствовала себя комфортно в сопровождении человека. Ну и вы, наверное, знаете, что натянутый поводок часто провоцирует агрессию, а также приводит к болевым ощущениям у собаки
Еще один важный навык – комплекс (Сидеть-Стоять-Лежать) для общего развития и с целью дальнейшей отработки остановок из движения и выдержки
Комплексу собака обучается довольно быстро, делает его с удовольствием, и зачастую в стрессовых для собаки ситуациях её внимание можно переключить на себя, используя знакомые ей команды, которые ассоциируются с чем-то приятным
Более сложной для освоения дикой собакой может оказаться команда «Лежать». Она связана с доверием и необходимостью контроля того, что происходит вокруг. Положение лёжа делает собаку довольно уязвимой в случае опасности, из лежать ей неудобно быстро убегать. Поэтому я советую не форсировать события: если собака не готова ложиться с помощью наведения, если она начинает активно осматриваться по сторонам, показывать сигналы стресса, лучше пока что остановиться на отработке команд «Сидеть» и «Стоять», а к «Лежать» вернуться позже, по мере формирования доверия собаки.
Выдержка также исключительно важна, она используется во многих контекстах, но я укажу здесь особо роль выдержки в случае робких собак, которые везде следуют хвостиком за человеком, не могут расслабиться и воют даже когда человек уходит принимать душ. Конечно же, одна выдержка не решит проблемы повышенной тревожности собаки, эта проблема решает в комплексе, но выдержка, умение оставаться на указанном человеком месте, где собака выполняет упражнение и знает, что человек вернётся и наградит её за ожидание, является важным элементом в комплексе мер.
Также я очень рекомендую постоянно работать над отработками команд, в которых человек или нависает над собакой, или требует от неё непосредственной близости.
Дикие собаки довольно длительное время стремятся держаться на безопасном расстоянии от человека, очень чётко соблюдая свою индивидуальную дистанцию. Как вы помните, бОльшая часть нашей работы с дичком нацелена на то, чтобы постепенно, мягко доставать собаку из её зоны дискомфортного комфорта, расширять горизонты. Учить тому, что человек – существо не страшное и не опасное, что некоторое нависание не сулит зла и боли, а будет вознаграждено. Более того, мы стремимся показать собаке, что самое «сытное» место находится как раз-таки вплотную к человеку, у его левой ноги, например. Именно поэтому я рекомендую обучать собаку плотному закручиванию в основное положение (команда «Рядом») и хождению около ноги человека.
Фото: flickr.com
В чем заключаются преимущества шейпинга для собак?
Если мы говорим о шейпинге как об игре и баловстве — это методика, которая учит собаку мыслить несколько иначе, активно предлагать себя и свои действия. Если же шейпинг является частью реабилитационной программы, он хорош тем, что помогает корректировать не симптомы проблемного поведения, а его причину.
Например, если мы говорим об агрессии к хозяину, скорее всего, в тандеме собака — хозяин есть нарушения контакта. Питомец может огрызаться при попытке расчесать его или постричь когти. Да, собаке может быть неприятно, но, скорее всего, в глубине лежит проблема некоторого недоверия к хозяину. Шейпинговые упражнения очень здорово помогают наладить контакт с владельцем. Ведь это веселая игра, и даже если у собаки не получается нащупать верное решение, хозяин смеется. Собака видит: что бы она ни делала, хозяин все равно счастлив, кормит четвероногого друга и радуется его действиям.
К тому же, в начале обучения собака поощряется до 20 раз в минуту. То есть хозяин становится таким автоматом по выдаче лакомств. Пусть это меркантильно на первых порах, но нам все равно: мы нарабатываем контакт с хозяином и мотивацию ему нравиться, то есть стараться для своего человека.
Мы можем просто играть в шейпинг, а можем шейпингом научить собаку подавать лапы, чтобы хозяин стриг когти. Если вы вороном набрасываетесь на собаку, фиксируете её и силой удерживаете, собака видит в вас насильника и едва ли не Карабаса Барабаса. А если собака сама учится: «Если я нажму лапой тебе на ладонь — это сработает? Оооо, здорово, я нашел еще одну кнопку выдачи лакомств на теле хозяина!» — это совсем другое дело. Затем мы начинаем поощрять самостоятельное длительное удержание лапы в ладошке хозяина и т.д.
- Я хочу уйти, но меня не пускают — значит, я буду драться.
- Я хочу, чтобы ты ушел, но ты не уходишь — значит, я буду драться.
Шейпингом нарабатывается уверенность в себе, терпение и умение бороться с фрустрацией. То есть в качестве побочного эффекта мы получаем более спокойную собаку, при этом ориентированную на хозяина, а в этом случае любые дальнейшие методы коррекции будут давать более быстрый результат, потому что собака привыкла нравиться хозяину и чувствительна к его пожеланиям и требованиям.
Если мы говорим о тревоге расставания, то собака, опять-таки, не очень уверена в себе, тревожная, с подвижной нервной системой, имеет проблемы с фрустрацией, не умеет противостоять конфликтным ситуациям и т.д. Шейпинг помогает в той или иной степени стабилизировать практически все эти проблемы.
К примеру, если собака разрушает квартиру, а мы запрещаем ей это делать, посадив в клетку — причина не устраняется. Если собака просто скучает, она начнёт рыть и рвать свою подстилку. Если же у собаки более сложная проблема — тревога расставания, мы можем столкнуться с тем, что, пребывая в тревожном состоянии и не имея возможности действовать по уже установленному сценарию, питомец начинает разлизывать себе лапы до язв, выгрызать хвост до его полного откусывания и т.п.
Если собака рушит квартиру от того, что ей тревожно и некомфортно, заключение в клетку уберет симптом — квартира не будет разрушена, но проблема останется. Если нас регулярно мучают мигрени, мы можем пить болеутоляющее, чтобы купировать приступы, но логичнее и правильнее было бы найти причину, которая вызывает эти мигрени, и устранить её.
Помимо всех вышеперечисленных преимуществ шейпинга, собака получает колоссальное удовольствие от ментальной нагрузки.
Это не волшебная таблетка, которая может все, но шейпинг — это и очень приятное времяпрепровождения со своим питомцем, и важный метод в комплексе мер при работе с некоторыми видами проблемного поведения.
Что понимается под научением?
Оперантное научение – это непосредственно сам образовательный процесс, в ходе которого и вырабатывается или же приобретается рефлекс. Основная смысловая нагрузка в этом термине лежит на слове «научение». То есть его суть в том, чтобы «научить» рефлексу, определенной реакции, типу поведения.
Разумеется, оперантное научение имеет под собой основу, на которой и базируется. В качестве фундамента используется поведение, также называемое оперантным. Это особый тип проявлений реакций, оказывающий влияние на окружающую действительность или же среду. Управленческий фактор при таком типе реагирования скрыт в последствиях самого поведения. Говоря простыми словами, заинтересованность и мотивация при проявлении оперантного типа поведенческих реакций заключены в наступлении последствий действия, в его результате.
Способ формирования
Оперантное обусловливание имеет способность формировать поведение, в случаи, когда подпитываемые действия постепенно меняются, плавно превращаясь к исполнению, что мы хотим видеть в итоге.
Научение имеет в себе целую систему наказаний и особых поощрений, целью которых является усилить либо ограничить выбранный тип поведения.
Суть оперантного научения – это установка ассоциативной связи между основным поведением и следствием того самого поведения. Научение можно отнести к своеобразному методу обучения, только этот способ требует конкретного действия. Нередко оперантное научение называют методом Скиннера — в честь Бихевиориста Фредерика Скиннера. Скиннер был убеждён в том, что объяснить любое поведение мыслями или мотивацией – невозможно
По этой причине он пробовал обращать внимание на причины внешнего характера которые влияют на поведение людей
Такой термин, как «оперантный», Скиннер использовал как описание любого поведения, которое можно отнести к влиянию внешних факторов, выливших в определённые последствия. Проще говоря, Скиннер на примере научения объяснил нам, как люди приобретают привычки и модель поведения которые используются ежедневно.
Плюсы оперантного метода обучения собак
Как вы видите, в рамках оперантного метода центральным и активным звеном обучения является сама собака. У собаки в процессе обучения данным методом появляется возможность делать выводы, контролировать ситуацию и управлять ею.
Очень важным «бонусом» при использовании оперантного метода обучения является «побочный эффект»: собаки, привыкшие быть активными участниками дрессировочного процесса, становятся более инициативными, уверенными в себе (они ведь знают, что у них, в конце концов, все получается, они руководят миром, могут сдвинуть горы и повернуть вспять реки), у них повышается самоконтроль и умение работать во фрустрирующих условиях.
Они знают: даже если сейчас не получается, ничего страшного, stay calm and keep doing – продолжай пробовать, и тебя ждет награда!
Навык, который осваивается оперантным методом, имеет свойство закрепляться быстрее, нежели навык, который отрабатывается механическим методом. Так говорит статистика.
Сейчас я работаю только мягкими методами, но моя предыдущая собака была подготовлена с помощью контраста (метод кнута и пряника) и механики. И честно скажу: мне кажется, что положительное подкрепление, когда мы активно поощряем правильное поведение и игнорируем (и стараемся не допускать) неправильное, дает стабильный результат несколько позже, чем механический подход.
Но… я обеими руками голосую за работу мягкими методами, потому что оперантный метод — это не только дрессировка, это цельная система взаимодействия, философия наших отношений с собакой, которая является нашим другом и, зачастую, полноценным членом семьи.
Я предпочитаю поработать с собакой несколько дольше, но получить в итоге питомца, который фонтанирует энергией, идеями и чувством юмора, сохранил свою харизму. Питомца, отношения с которым строились на любви, уважении, желании и интересе работать со мной. Питомца, который доверяет мне безоговорочно и который жаждет работать со мной. Потому что ему интересно и весело работать, ему интересно и весело слушаться.
Читайте далее: Шейпинг как метод обучения собак.
Как сделать из своей собаки гения?
Впрочем, это не значит, что когнитивный подход отрицает обучение собак на основе оперантного и классического обусловливания. Например, очень популярно обучение собак (и не только собак) с использованием кликера. Оперантный метод отлично подходит не только для обучения собак командам, но и для формирования нужного нам поведения. Причем он хорош тем, что работает абсолютно с любой собакой. Но вот от людей порой требует работы мысли и креативности. Впрочем, результат того стоит.
Собаки могут учиться, подражая другим, они могут «считывать» наши намерения и полагаться на наши подсказки даже без специального обучения, у них разная мотивация в каждый момент времени, у них есть свои цели, а также воспоминания о прошлом опыте, и они способны проявлять гибкость в решении задач. То есть существует множество механизмов за пределами концепции «стимул – реакция».
Важно знать, как мыслят собаки. Например, очень показателен эксперимент, проведенный Anna McClosy
Собаке показывали вкусную штуку, допустим, кость, и клали ее за забор – довольно длинный, но такой, который можно было обойти. За забором стоял человек. Собаки не предпринимали попытки обойти забор – они бежали напрямик к месту, где с той стороны забора лежала кость, лаяли, пытаясь побудить человека дать им лакомство, бегали туда-сюда, пытались делать подкоп, скребли забор. Волки, в отличие от собак, сразу огибали забор и забирали приз. Однако если собака видела, что другая собака или человек огибали забор, она тут же решала задачу. Волки же совершенно не ориентировались на пример человека.
Это – свидетельство того, насколько собаки полагаются на других, в том числе на людей. И ситуаций, когда они учатся у других, великое множество.
Есть мнение, что чем больше собака повторяет какое-то поведение, тем легче ей решить связанные с ним задачи. Однако Outhaus Group проводили эксперимент, который поставил под сомнение данное утверждение.
Перед собаками был забор, который они должны были обойти справа, и там их ждала открытая калитка, где встречал хозяин и поощрял лакомством или похвалой. Одной группе собак дали возможность обойти забор один или два раза, а собаки из второй группы повторяли это действие шесть, семь или восемь раз.
Можно предположить, что собаки из второй группы понимали задачу лучше, и когда условия немного менялись, решали ее легче. Но нет! Когда калитку открывали с левой стороны, собаки, которые делали больше повторов прохода в правую калитку, постоянно стремились туда – несмотря на то, что она была закрыта. То есть они видели, что прежнее решение не работает, но по-прежнему пытались ломиться в закрытую дверь. В то время как собаки, у которых было одно или два повторения прохода в правую калитку, проявляли куда больше гибкости и очень быстро безошибочно находили альтернативный выход – шли в калитку с левой стороны.
Так что повторение – не всегда мать учения. Иногда многократное повторение одного и того же действия сильно снижает в собаке креативность и гибкость. Вывод – необходимо создавать разнообразие, в том числе в условиях решения задач, которые мы ставим перед собаками.
Фото: flickr.com
Собаки могут хитрить (в разной степени, которая зависит от конкретной собаки). Например, исследование Juliane Kaminski доказало, что собаки прекрасно понимают, видит ли их человек. Более того, они отлично знают разницу между освещенной областью и темнотой. Так что не удивляйтесь, что питомец становится куда менее послушным, если считает, что вы не можете его видеть.
Важно понимать сильные и слабые стороны своего питомца. Например, полагается ли он целиком и полностью на подсказки человека или более независим в принятии решений? Насколько он готов настроиться на вашу волну? Проявляет ли он инициативу? Способен ли на хитрость?. Все это важно знать, чтобы выстроить правильную стратегию обучения собаки
Все это важно знать, чтобы выстроить правильную стратегию обучения собаки
Что такое ящик Скиннера?
Имя ученого носит лабораторное оборудование, которое имеется практически во всех институтах и даже в кружках для детей. Разумеется, если в них изучается поведение, образование и закрепление рефлексов. Конечно же, речь идет о ящике Скиннера.
Это оборудование представляет собой достаточно просторную коробку или же ящик, в которое помещают наблюдаемое животное, как правило, крысу или мышь. Сам ящик в идеале является непроницаемым для звука и света. Это необходимо для исключения случайных посторонних факторов, способных повлиять на чистоту результатов проводимого исследования.
Внутри ящика располагается одна «кнопка» или же несколько, как правило, их называют рычагами. Технически процесс современных исследования выглядит так:
- животное «нажимает» на кнопку или рычаг;
- переключатель это фиксирует и передает на компьютер.
Разумеется, до появления сложной техники за подопытными зверьками велось непосредственное наблюдение. Модель оборудования, разработанная Скиннером, подходит для изучения поведенческих реакций не только у крыс или мышей. В ящик может быть помещено любое животное или же птица.
Что такое контингенция? Что понимается под условием?
Этот термин вызывает наибольшие затруднения не только у далеких от психологии людей, но интересующихся ею, но и у студентов.
Этим словом называют взаимосвязи, устанавливающиеся между понятиями, составляющими цепь реакций, характеризующих оперантное обусловливание. Также термин отражает и связь между поведенческими реакциями и внешними факторами, событиями, ситуациями, обстоятельствами. Таким образом, обобщенная схема анализа представляется в виде трехчастной составной контингенции.
Условие в рамках данного психологического направления – это факторы или их сочетания, наличие которых возможно, не вовсе не обязательно. Иными словами, под это понятие попадают все переменные составляющие, входящие в оперантное обусловливание.
Формы научения
Скиннер уверял, что, как следствие, оперантное обусловливание может контролироваться неприятными последствиями. Как правило, негативное либо агрессивное последствие способно ослабить поведение, что порождало их, кроме этого, оно усиливает поведение, которое устраняет их. Мы уже говорили о том, что научение можно рассматривать как определённую форму обучения. Он основан связью раздражитель – реакция – подкрепление, благодаря которому поведение формируется и поддерживается в силу определённых последствий.
Оперантный метод поведение присутствует с самого детства и встречается она практически в каждой семье – это оперантное обусловливание, научение такому поведению, как плач.
Все мы знакомы с детским плачем, когда те испытывают боль, конечно же, моментальная реакция родителей – выражение внимания и других возможных подкреплений
Внимание и есть тот самый подкрепляющий фактор для ребёнка, с этого можно понять обусловленность реакции плача. Но, стоит учесть и то, что плач может возникнуть при отсутствии боли
Несмотря на то, что большинство родителей склонны утверждать, будто они могут различить, плач вызван расстройством или плач вызван желанием внимания, все же многие родители предпочитают упорно подкреплять последнее.
Не менее интересный пример можно рассмотреть на дрессировщиках в цирке, они побуждают совершить определённое действие самых разных зверей, после чего хвалят их и угощают небольшим кусочком пищи. Как только животное освоило новое задание, это животное побуждают совершить новое действие.
Если в итоге дрессировщик не получает необходимого действия от животного, то оно остаётся без лакомства. В результате животное снова и снова делает попытки до тех пор, пока цель не будет достигнута.
Если вы имеете собаку, можно также понаблюдать за её поведением, например, когда она играет мячом, скорее всего, она его будет кусать, прижимать к полу или подкидывать вверх. В обыденной среде проживания, организм способен не только на то, чтобы отвечали стимулы, но и на воздействие окружению. Но, когда организм сумел совершить новое действие, то дальнейшее проявления этого действия будет зависеть от того, каков был его результат. То есть, собака станет подкидывать мяч чаще, если его поощрить кусочком мяса либо же другого лакомства.
Любое поведение поддаётся контролю, кроме того им возможно управлять, создав необходимый порядок подпитки. Сканнер очень много экспериментировал на животных утверждая, что научения одинаково закономерны как для животных, так и для людей.
Что такое оперантное обучение собак
Ещё в 30х годах 19 века учёный Эвард Ли Торндайк пришёл к выводу о том, что процесс обучения, в котором обучающийся является активным агентом и где правильные решения активно поощряются, даёт быстрый и стабильный результат.
Его опыт, который известен, как «Проблемный ящик Торндайка». Эксперимент заключался в том, что в деревянный ящик с решётчатыми стенами сажали голодную кошку, которая видела по ту сторону ящика еду. Животное могло открыть дверку, нажав на педаль внутри ящика или потянув за рычаг. Но кошка сперва пыталась достать еду, просовывая лапы сквозь решетку клетки. После серии неудач она обследовала все внутри, производила разнообразные действия. В конце концов, животное наступало на рычаг, и дверка открывалась. В результате многочисленных повторных процедур кошка постепенно переставала совершать лишние действия и сразу нажимала на педаль.
Результаты исследований привели к очень важному для дрессировки заключению: действия, которые поощряются, т. е
подкрепляются, с большей вероятностью возникают в последующих пробах, а те, которые не подкрепляются, не используются животным в последующих пробах.
Действия, которые подкрепляются, собака повторяет в дальнейшем.
Квадрант оперантного обучения
Рассматривая оперантный метод обучения, мы не можем не остановиться на понятии квадранта оперантного обучения, то есть, основных принципов действия данного метода.
В основе квадранта находится мотивация животного. Отсюда, действие, которое совершает животное, может приводить к 2 результатам:
- подкреплению мотивации собаки (собака получает то, что хотела, и в таком случае она будет чаще и чаще повторять это действие, т.к. оно приводит к удовлетворению желаний)
- наказанию (собака получает то, чего НЕ хотела получить, и в таком случае собака будет избегать повторения данного действия).
В разных ситуациях одно и то же действие может быть для собаки как подкреплением, так и наказанием — всё зависит от мотивации.
Например, поглаживания. Предположим, что наша собака любит, когда её гладят. В той ситуации, если наш питомец расслаблен или скучает, поглаживания любимого хозяина, конечно же, будут служить подкреплением. Однако если наша собака находится в интенсивном процессе обучения, наше поглаживание придётся очень некстати, и собака вполне может воспринять его, как некоторое наказание.
Рассмотрим ещё один пример: наша собака разлаялась дома. Проанализируем мотивацию: собака может лаять по различным причинам, но мы сейчас разберём ситуацию, когда собака лает от скуки, с целью привлечения нашего внимания
Итак, мотивация собаки: привлечь к себе внимание хозяина. С точки зрения хозяина собака ведёт себя неправильно
Хозяин смотрит на собаку и прикрикивает на неё, пытаясь заставить её замолчать. Хозяин считает, что в данный момент он собаку наказал. Однако у собаки совсем иная точка зрения на этот счёт — мы же помним, что она жаждала внимания? Даже негативное внимание является вниманием. То есть, с точки зрения собаки, хозяин только что удовлетворил её мотивацию, тем самым подкрепив лай. И дальше мы обращаемся к выводам, которые сделал в прошлом веке Скиннер: действия, которые поощряются, повторяются с возрастающей частотой. То есть, мы, сами того не желая, формируем у нашего питомца поведение, которое нас раздражает.
Наказание и подкрепление бывает положительным и отрицательным. Разобраться нам поможет иллюстрация.
Положительное — это когда что-то добавляется. Отрицательное — что-то убирается.
На фото: Квардрант оперантного обученияНапример: собака совершила действие, за которое получила что-то приятное. Это положительное подкрепление. Собака села и получила за это кусочек лакомства.
Если собака испытывает нечто неприятное, совершает действие, вследствие которого неприятный фактор исчезает — это отрицательное подкрепление. Например, при использовании механического метода дрессировки при обучении усадке мы нажимаем собаке на круп —доставляем ей неприятные ощущения. Как только собака садится, давление на круп исчезает. То есть, действие усадки прекращает неприятное воздействие на круп собаки.
Если же действие собаки прекращает то приятное, чем она наслаждалась до этого, речь идёт об отрицательном наказании. Например, собака играла с вами в мяч или в перетяжки — то есть, получала приятные эмоции
Разыгравшись, собака неосторожно и очень больно прихватила вас за палец, из-за чего вы прекратили игру с питомцем — действие собаки прекратило приятное развлечение.
Вернёмся к лающей дома от скуки собаке. Хозяин прикрикнул на собаку, та замолчала. То есть, с точки зрения хозяина, его действие (крик на собаку и последовавшая за ним тишина) прекратило неприятное действие — лай. Мы говорим в таком случае (в отношении хозяина) об отрицательном подкреплении
С точки зрения скучающей собаки, которая жаждет получить внимание хозяина любым способом, крик хозяина как реакция на лай собаки, является положительным подкреплением. Хотя, если собака боится своего хозяина, а лай для неё являлся самопоощряемым действием, то крик хозяина в данной ситуации является для собаки отрицательным наказанием.
Чаще всего в работе с собакой грамотный специалист использует положительное подкрепление и, немного, отрицательное наказание.
Апортировочный метод дрессировки.
Метод нашел применение относительно не давно с появлением и распространением таких систем дрессировки как IPO.В качестве стимула применяется объект добычи — апортировочный предмет, а также предметы, на которые перенесено апортировочное поведение; в качестве поощрения применяется тот же предмет, который отдается собаке (или собаке позволяют взять его в зубы). таких систем дрессировки как ельно не давно с появлением и распространением со слабойПоложительные стороны метода: достигается исключительно высокая активность и заинтересованность собаки в работе; многие специальные навыки можно выработать только этим методом; низкая нагрузка на нервную систему животного.Отрицательные стороны: метод неэффективен для собак с недостаточно развитой апортировочной реакцией поведения; при не правильном подходе к дрессировке собака чрезмерно увлекаясь, апортировкой может при определённых обстоятельствах отдать предпочтение апортировке, а не Вашим командам(кто-то играет с палочкой в стороне, и собака срываясь бежит туда)
Голодный голубь
На примере Сканнера разберём и последний приём. Голодного голубя сажали в особый ящик. В середине ящика не было ничего, кроме небольшой кнопки и, кормушкой что располагалась под кнопкой. Голодный голубь, как только попадает в клетку начинает обследовать её, в результате чего находит и клюёт кнопку. Поиск повторяется: птица клюёт кормушку или пол, по итогу снова клюёт кнопку. В течение небольшого отрывка времени птица несколько раз клюёт кнопку. Затем, включают кормушку, теперь после каждого удара на кнопку, голубь будет получать по зёрнышку. Далее, чем чаще голубь клюёт по кнопке, тем больше еды он получает.
Если птица станет клевать кнопку на высокой частоте, то это можно назвать высоким оперантным уровнем, когда будет клевать её слишком редко, действия будут иметь непосредственно низкий оперантный уровень.