Шоу, джордж бернард

Публикации текстов

Публикации оригинальных текстов
Основные русскоязычные переводные публикации
  • Полное собрание сочинений Бернарда Шоу : в 10 т.. — М. : В. М. Саблин, 1910—1911.
  • Полное собрание сочинений Бернарда Шоу : в 9 т.. — М. : Современные проблемы, 1910—1913.
  • Шоу Б. Избранные произведения : в 2 т.. — М. : , 1956.
  • Шоу Б. Пьесы / Вступ. ст., сост., примеч. З. Т. Гражданской. — М. : Художественная литература, 1969. — 704 с. — (Библиотека всемирной литературы. Сер. третья ; т. 200).
  • Шоу Дж. Б. Письма / Сост. А. И. Образцовой ; пер. И. М. Бернштейн ; изд. подг. И. М. Бернштейн, А. А. Елистратова, А. И. Образцова ; отв. ред. А. А. Елистратова. — М. : Наука, 1971. — 400 с. — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв).
  • Шоу Б. Собрание сочинений : в 6 т.. — М. : Искусство, 1978—1981.
  • Шоу Б. О драме и театре / Сост. и авт. вступ. статьи А. Аникст. — М. : , 1963. — 640 с.
  • Шоу Б. О музыке и музыкантах : Сборник статей / Сост., пер. с англ., введ., и коммент. С. Кондратьева. — М. : Музыка, 1965. — 338 с.

Бернард Шоу и СССР

Достоверно известно, что писатель восхищался Иосифом Сталиным и считал социалистическую Россию лучшим государством в мире.


Когда Джорджу Бернарду Шоу исполнилось 75 лет, он посетил Советский Союз, и остался чрезвычайно довольным результатом поездки.

Стоит заметить, что изначально ему казалось, что порядок в стране может быть только при авторитарном режиме. Однако, когда в Германии к власти пришел Гитлер, он изменил свое мнение.

В 1923 г. в свет появилась одна из лучших пьес в биографии Бернарда Шоу – «Святая Иоанна». В ней рассказывалось о подвигах и трагической смерти Жанны Д’Арк.

После этого им было написано еще множество произведений, по которым ставились спектакли и снимались фильмы.

Интересно что в 1974 г. в СССР состоялась премьера фильма «Миллионерша», снятая по мотивам одноименной пьесы драматурга. На съемках участвовали одни из самых известных советских актеров, в том числе и Юрий Яковлев.

Любовные пьесы и женитьба драматурга

В произведении «Love Among the Artists» писатель ярко показывает и описывает отношения между людьми, его личные взгляды на бракосочетание и личное понимание любви как явления. Символичным можно назвать тот факт, что последний роман, который был опубликован Шоу стал «Immaturity», который являлся его первой творческой работой. В 1892 году на сцене театра была показана первая пьеса Бернарда Шоу «Дом вдовца». Драматург часто использовал сатирические приемы высмеивая высшее общество, которое жило за счет того, что бедные люди отдавали им последние деньги. Многие его работы остались неоцененными по многим причинам, некоторые были слишком сложны для понимания простой публики, другие не проходили политическую цензуру.

В 1898 году Шоу заключил брак с Шарлоттой Пейн Таунсенд с которой у него было много общего. Пара поддерживала социалистические идеи и это стало причиной их знакомства. Несмотря на любовь и понимание в семье, Шоу неоднократно изменял своей жене и, она об этом знала, но несмотря на это пара оставалась вместе.

Детство и юность

Бернард Шоу был рожден в Дублине в семье торговца и певицы, помимо Бернарда в семье было еще два ребенка, его сестры. В юные годы мальчик отличался своим уникальным образом мышления и необычно взрослым поведением. В школе он мало общался со своими сверстниками, да и учебу он любил мало. Юного Бернарда больше интересовали учения духовные, но никак не научные исследования и зубрежка. Отношения с преподавателями у него не заладились с первых дней за что он неоднократно получал множество физических наказаний. После окончания школы юноша сразу же отправился искать работу, финансовые затруднения не поспособствовали поступлению Шоу в университет, да и сам юноша не хотел этого.

О человеке

  1. Человек, который ни во что не верит, всего боится.
  2. Человек — как кирпич: обжигаясь, он твердеет.
  3. Только дурак может праздновать годы приближения смерти.
  4. Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом.
  5. Богатые люди, у которых отсутствуют убеждения, более опасны в современном обществе, чем бедные женщины, у которых отсутствует мораль.
  6. Разумный человек приспособляется к миру; неразумный пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс всегда зависит от неразумных.
  7. Репутация — это маска, которую человеку приходится носить точно так же, как брюки или пиджак.
  8. Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.

Популярность и слава

Через год состоялась публикация еще одной необычайно увлекательной истории — «Не социальный социалист». В начале книги показана жизнь женской школы, которая резко прерывается моментами из жизни простого работяги и заканчивается социалистическими темами. В 1884 году за несколько лет до написания «Не социальный социалист» писатель заинтересовался идеями социализма и вступил в «Фабианское сообщество», которое занималось продвижением социализма в обществе. Вскоре после публикации очередного романа Шоу становится корреспондентом, который писал рецензии на музыкальные спектакли. С этого момента писатель все больше увлекается миром театра в его романах появляется больше драматичности и все больше действия напоминают пьесы. В 1885 году писатель начинает работу над первой пьесой «Дом вдовца», однако в скором времени откладывает ее завершение.

Работа клерком

Благодаря поддержке дяди ему удалось устроиться клерком в популярное в Дублине агентство по продаже недвижимости. Самым печальным и жестоким для его души был сбор налогов с жителей бедных районов. Из-за невозможности как-то им помочь молодой человек сильно корил себя за бессилие. В будущем этот темный период его самостоятельной жизни можно будет частично увидеть в пьесе «Дом вдовца». Несмотря на мрачность работы, будущему писателю нравилось писать книги учета, в попытке развлечь себя и отвлечься от монотонной работы он оттачивал свое умение прилежно и четко писать каждую букву. После того как Бернарду исполнилось 16 лет его семья распалась, мать мальчика убежала в Лондон с новым возлюбленным и дочками. Решив что он не может оставить отца в полном одиночестве, юноша остался в родном городе и продолжил обучение в компании по недвижимости.

Издания в СССР

В СССР осуществлялась практика издания литературных произведений зарубежных авторов без их ведома с нарушением авторских прав. Государственные издательства получали колоссальную прибыль на пиратских тиражах. Этой участи не избежал и Бернард Шоу. Кадровый офицер КГБ Александр Феклисов вспоминал о встрече с писателем в здании Посольства СССР в Лондоне в 1948. Бернард Шоу спросил: «…Почему СССР не платит мне гонорара?». Посол сообщил об инциденте в Москву, и только тогда было принято решение о начале выплат авторских отчислений. Однако Бернард Шоу оказался от предложения в пользу СССР в знак признания заслуг советского народа во Второй мировой войне.

Новаторский взгляд

Новые темы, которые до этого не поднимались на сцене театра принесли драматургу свою долю популярности, однако настоящий успех пришел лишь в 1904 году. Театр «Ройял Корт», находившийся в Лондоне, начал показывать лучшие пьесы, написанные драматургом и это вознесло его на вершину популярности. «Майор Барбара» и «Врач перед дилеммой» отличались от написанных ранее произведений в этих работах можно увидеть весь жизненный опыт, которым обладал Бернард. В возрасте 50-ти лет у него полностью сформировалась своя манера и подача написанного материала. Одна из наиболее известных работ, созданных в начале ХХ века — «Пигмалион». В этой пьесе автор пытается в доступной форме показать людям что все в конечном итоге равны и одинаковы по сути своей. Различия, которые он показывает, заключаются лишь во внешних и половых несхожестях.

Поездка в СССР

Почтовая марка СССР, 1956 год

С 21 по 31 июля 1931 года Бернард Шоу посетил СССР, где 29 июля у него состоялась личная встреча с Иосифом Сталиным. Помимо столицы, Шоу побывал в глубинке — коммуне им. Ленина Тамбовской области, считавшейся образцовой. Возвращаясь из Советского Союза, Шоу говорил:

«Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны — страны отчаяния… Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, знать, что мировая цивилизация будет спасена… Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели».

В интервью, предоставленном в Берлине по дороге на родину, Шоу дал высокую оценку Сталину как политику:

«Сталин — очень приятный человек и действительно руководитель рабочего класса… Сталин — гигант, а все западные деятели — пигмеи».

А уже в Лондоне 6 сентября 1931 года в своём докладе на тему поездки драматург говорил:

«В России нет парламента или другой ерунды в этом роде. Русские не так глупы, как мы; им было бы даже трудно представить, что могут быть дураки, подобные нам. Разумеется, и государственные люди советской России имеют не только огромное моральное превосходство над нашими, но и значительное умственное превосходство».

Будучи социалистом по своим политическим взглядам, Бернард Шоу стал также сторонником сталинизма и «другого СССР». Так, в предисловии к своей пьесе «На мели» (1933) он подводит теоретическую базу под репрессии ОГПУ против врагов народа. В открытом письме в редакцию газеты Manchester Guardian Бернард Шоу называет появившиеся в прессе сведения о голоде в СССР (1932—1933) фальшивкой.

В письме в газету Labour Monthly Бернард Шоу также открыто выступил на стороне Сталина и Лысенко в кампании против ученых-генетиков.

Знаменитые цитаты Бернарда Шоу

  • Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая, и придурков, которые готовы работать, не богатея.
  • Танец — это вертикальное выражение горизонтального желания.
  • Ненависть — месть труса за испытанный им страх.
  • Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его.
  • Идеальный муж — это мужчина, считающий, что у него идеальная жена.
  • Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие — великий дар.
  • Искренним быть не опасно, тем более если вы вдобавок глупы.
  • Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от намерения вас повесить.
  • Самый большой грех по отношению к ближнему — не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности.
  • Женщины как-то сразу угадывают, с кем мы готовы им изменить. Иногда даже до того, как это придет нам в голову.
  • Нет такой женщины, которой удалось бы сказать «до свидания» меньше, чем в тридцати словах.
  • Легче жить со страстной женщиной, чем со скучной. Правда, их иногда душат, но редко бросают.
  • Алкоголь — это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием «жизнь».
  • Чувство объективного восприятия реальности люди, им не обладающие, часто называют цинизмом.
  • Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит других.
  • Постарайтесь получить то, что любите, иначе придется полюбить то, что получили.
  • Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
  • Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
  • Газета — это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации.
  • Демократия — это воздушный шар, который висит у вас над головами и заставляет глазеть вверх, пока другие люди шарят у вас по карманам.
  • Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.
  • Здравый смысл и трудолюбие компенсируют в вас нехватку таланта, тогда как вы можете быть гениальным из гениальных, однако по глупости загубите свою жизнь.
  • Звания и титулы придуманы для тех, чьи заслуги перед страной бесспорны, но народу этой страны неизвестны.
  • Человек — как кирпич: обжигаясь, он твердеет.
  • Репутация — это маска, которую человеку приходится носить точно так же, как брюки или пиджак.
  • Человек, который ни во что не верит, всего боится.
  • Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом.
  • Разумный человек приспособляется к миру; неразумный пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс всегда зависит от неразумных.
  • Богатые люди, у которых отсутствуют убеждения, более опасны в современном обществе, чем бедные женщины, у которых отсутствует мораль.
  • Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
  • Ненависть — месть труса за испытанный им страх.
  • Любите мужчин. Им очень нужна ваша любовь. Даже если они в этом никогда не признаются. За каждым великим мужчиной всегда есть женщина, которая в него верила. И любила по-настоящему.
  • Время бесценно. Хорошенько подумай, на что ты его тратишь.
  • Расстояние ничего не портит. Разница в возрасте ничего не портит. Мнение родителей ничего не портит. Всё портят люди. Сами.

Интересные исторические факты:

1. Джордж Бернард Шоу был вегетарианцем с 25 лет и дожил до 94 лет. В 70 лет на вопрос журналиста: «Как вы себя чувствуете?» он ответил: «Прекрасно, только мне докучают врачи, утверждая, что я умру, если не буду есть мясо».

В 90 лет на тот же вопрос он отвечал: «Прекрасно, больше меня никто не беспокоит: те врачи, которые меня пугали, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли».

2. Вторую половину своей жизни Шоу прожил в деревушке Эйот-Сент-Лоренс. Когда его спросили, почему он выбрал этот ничем не примечательный уголок Англии, он повел спрашивающего на кладбище и показал надгробный

камень, на котором было начертано:

«Джейн Эверли. Родилась в 1815 году. Умерла в 1895 году. Ее жизнь была коротка».

– Если о женщине, прожившей здесь восемьдесят лет, можно было сказать, что ее жизнь коротка, то этот климат как раз то, что мне нужно.

Бернард Шоу  скончался 2 ноября 1950 года в Эйот-Сент-Лоренсе. (А. М. Зверев)

  • Смотрите других знаменитых мужчин по имени на букву Б (и женщин).
  • Описание жизни знаменитых людей истории по фамилии на букву Ш.
  • Значение мужских имён на букву Б (и женских).
  • Описания мужских отчеств (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву Б (и женских).
  • 100 самых распространённых фамилий США.
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • И смысл букв имени в интерпретации российского астролога Феликса Казимировича Величко.

Биография Бернарда Шоу

Джордж Бернард Шоу родился и вырос в Дублине (Ирландия). Дата рождения 26.07.1856 г., знак зодиака – Лев. Отец торговал зерном, мать была профессиональной певицей. В семье со скромным достатком было трое детей.

Между супругами нередко случались скандалы. Родительской душевной теплоты Джордж не помнил. Вместо ласки малыш часто получал подзатыльники.

В детстве мальчик посещал колледж

Затем его отдали в протестантскую школу, в которой внимание уделялось духовному развитию, а не наукам. Здесь же практиковались физические наказания за непослушание

Представьте, что пришлось терпеть парню, ведь он был одним из худших учеников.

Юноша терпеть не мог школу. Школьный период был самым ужасным в его жизни. В 15 лет он с удовольствием начал работать клерком в конторе по недвижимости. Вскоре его родители развелись. Мать с дочерьми уехала в Лондон. Джордж остался с отцом, продолжая трудиться в конторе.

Через четыре года он с легкостью покинул Дублин, с которым его связывали лишь грустные воспоминания, и переехал к матери.

Бернард Шоу в молодости

Лондон

На дальнейшее образование Бернарда денег не было и в семье матери. 20-летний Джордж занялся самообразованием: много читал, посещал музеи. Допоздна засиживался в читальном зале Британского музея.

На протяжении восьми лет молодой человек писал романы и статьи. Свои труды он направлял в разные издательства Лондона, из которых приходили лишь отказы. Но молодой писатель не отчаивался, сохранял веру в себя, оптимизм и любовь к жизни. Стесняясь своей бедности, парень не общался с девушками.

После прочтения «Капитала», Шоу объявил себя социалистом и вступил в общество, пропагандирующее социалистические идеи. Он стал активно выступать с лекциями, не получая за это ни пенса.

Случайное знакомство с писателем Арчером внесет коррективы в жизнь Бернарда. Джордж решает попробовать себя в журналистике. Сначала он работал внештатным корреспондентом, трудился как музыкальный критик в журнале London World. Затем, в журнале «Сатердей ривью», он работал в качестве театрального критика.

Дебютом 36-летнего драматурга стала пьеса «Дом вдовца». Первый настоящий успех принесла пьеса «Ученик дьявола» (1897).

Дом писателя в Хартфордшире, недалеко от Лондона. Здесь он жил и работал последние 44 года

В 1913 г. «жемчужиной» драматургии стала пьеса «Пигмалион», имевшая ошеломляющий успех. В 1925 г. Шоу получил «Оскар» за сценарий фильма «Пигмалион». За свою долгую жизнь драматург написал 56 пьес.

Вы не поверите, но писатель был равнодушен к деньгам. В 1925 г. он был удостоен Нобелевской премии по литературе, но от денег отказался!

Путешествия

Бернард Шоу очень любил путешествовать. Несмотря на почтенный возраст, он побывал во многих странах, включая СССР. Являясь социалистом, в 1931 году он встречался с Иосифом Сталиным.

Личная жизнь

Писатель впервые женился, когда ему было 40 лет. Его супругой стала 20-летняя Шарлотта Пейн-Таунзенд. Она была богатой наследницей, но Шоу был абсолютно равнодушен к ее миллионам.


Шарлотта Пейн-Таунзенд (1876-1940)

Брак оказался счастливым. Супруги прожили вместе 45 лет. Шарлотта умела создать домашний уют, была опорой и помощником в делах мужа. Детей у пары не было. Свою супругу Бернард пережил на 7 лет.

В семейной жизни был и сложный период, когда супруг увлекся актрисой Стеллой Патрик Кэмпбелл. Для нее была написана главная роль в пьесе «Пигмалион». Затем бурный роман актрисы и драматурга перешел в дружеские отношения.

Стелла Патрик Кэмпбелл (1865 — 1940)

Любимый сад

В пожилом возрасте у него была отличная память, ясность ума. Он продолжал трудиться, но произошел несчастный случай. Работая в любимом саду, Бернард упал и сломал бедро. Пришлось перенести две операции.

Вскоре великий драматург покинул этот мир. Ему было 94 года. Неунывающий жизнелюб легко бы прожил еще десяток лет! Кстати, писатель был вегетарианцем.

Могилы Бернарда Шоу не существует. Согласно его завещанию, тело было кремировано, а прах развеян в саду. Неповторимый, неунывающий, с тонким чувством юмора, бесстрашный, независимый, остроумный, оригинальный и непредсказуемый Шоу…

Другие известные высказывания Джорджа Бернарда Шоу о животных

  • Я скорее солгу пятьдесят раз под присягой, чем буду мучить животное, которое дружески лизало мне руки.
  • Если невозможно получить какие-либо знания, не мучая собаку, необходимо обойтись без этих знаний.

На фото: Джордж Бернард Шоу с собакой

  • Если смотреть с точки зрения этики вивисектора, придется не просто разрешить проводить эксперименты на людях, но и сделать это первым долгом вивисектора. Если можно принести в жертву морскую свинку, потому что это позволит узнать немного больше, то почему бы тогда не принести в жертву человека, потому что это позволит узнать гораздо больше?
  • Общественное возбуждение в связи с дрессированными животными для меня дело не новое, и я не могу понять, почему животные либо не сговорятся между собой и не изведут человеческий род, как мы изводим тигров, или же в отчаянии не покончат самоубийством.
  • Дрессировщиков ученых собачек нужно расстреливать на месте: самые их лица выдают куда красноречивее, чем их хлысты и их обращения с несчастными тварями.
  • Когда дама-укротительница хлещет львов, я каждый раз надеюсь, что они разорвут ее на части и каждый раз мои надежды не оправдываются. Томящиеся в неволе птицы и тигры производят впечатление более тягостное, чем узники Бастилии в старинных балладах.
  • Зверства не перестают быть зверствами, если они творятся в лабораториях и называются медицинскими экспериментами.

На фото: цитата Джорджа Бернарда Шоу: «Изумительно, что за исключением курения и азартных игр, большинство развлечений англичане могут разделить, и обычно делят, со своими собаками».

Детство и юность

Будущий драматург родился в Дублине, столице Ирландии, в 1856 году. Отец Джон Шоу торговал зерном, но вскоре прогорел и постепенно пристрастился к выпивке. Мать Люсинда Шоу была профессиональной певицей. Кроме Бернарда в семье росло еще двое детей, девочки Люсинда Франсес и Элинор Агнес.

Бернард Шоу в молодости

В детстве мальчик посещал дублинский колледж Уэсли, а с одиннадцати лет – протестантскую школу, где особое внимание уделялось не точным наукам, а духовному развитию детей. При этом пастыри не гнушались физическими наказаниями и лупили детей розгами, что, как тогда считалось, шло им только на пользу

Юный Бернард терпеть не мог школу и всю систему образования, каковой она ему виделась со школьной скамьи. Впоследствии он вспоминал, что был одним из худших, если не последним учеником в классе.

Бернард Шоу в молодости

В возрасте пятнадцати лет Шоу устроился клерком в контору, занимавшуюся продажей недвижимости. У родителей не было денег, чтобы оплатить сыну учебу в колледже, но родственные связи помогли юноше занять неплохую по тем временам должность. В его обязанности, в том числе, входил сбор денег за жилье с бедняков. Воспоминания об этом нелегком времени нашли отражение в одной из «неприятных пьес» под названием «Дома вдовца».

Когда юноше было шестнадцать, его мать, забрав обеих дочерей, бросила отца и уехала в Лондон. Бернард остался с отцом в Дублине, продолжив карьеру в сфере недвижимости. Спустя еще четыре года, в 1876 году, Шоу все-таки уехал к матери в Лондон, где занялся самообразованием и устроился на работу в одну из столичных газет.

Библиография

Цикл «Пьесы неприятные» Дома вдовца (1885—1892)Сердцеед (1893)Профессия миссис Уоррен (1893—1894)Цикл «Пьесы приятные» Оружие и человек (1894)Кандида (1894—1895)Избранник судьбы (1895)Поживем — увидим (1895—1896)Цикл «Три пьесы для пуритан» Ученик дьявола (1896—1897)Цезарь и Клеопатра (1898)Обращение капитана Брасбаунда (1899)Великолепный Бэшвил, или невознагражденное постоянство» (1901)Человек и сверхчеловек (1901—1903)Другой остров Джона Булля (1904)Как он лгал ее мужу (1904)Майор Барбара (1906)Врач перед дилеммой (1906)Интерлюдия в театре (1907)Вступление в брак (1908)Разоблачение Бланко Поснета (1909)Цикл «Дурачества и безделки» Страсть, яд, окаменение, или роковой газоген (1905)Газетные вырезки (1909)Очаровательный найденыш (1909)Немного реальности (1909)Неравный брак (1910)Смуглая леди сонетов (1910)Первая пьеса Фанни (1911)Андрокл и лев (1912)Охваченные страстью (1912)Пигмалион (1912—1913)Великая Екатерина (1913)Лечение музыкой (1913)Инка Перусалемский (1916)Огастес выполняет свой долг (1916)Аннаянска, сумасбродная великая княжна (1917)Дом, где разбиваются сердца (1913—1919)Назад к Мафусаилу (1918—1920)Святая Иоанна (1923)Тележка с яблоками (1929)Горько, но правда (1931)Сватовство по-деревенски (1933)На мели (1933)Шестеро из Кале (1934)Простачок с нежданных островов (1934)Миллионерша (1935)Новое окончание „Цимбелина“ (1937)Женева (1938)Золотые дни доброго короля Карла (1939)Миллиарды Байанта (1948)Притчи о далеком будущем (1948)Шекс против Шо (1949)Почему она не пожелала (1950)

Последние годы жизни

В последние годы драматург жил в собственном доме в Хартфодшире (Англия). Он создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы.

«Тележка с яблоками » (1929) стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда », «На мели » (1933), «Миллионерша » (1935) и «Женева » (1935), не получили широкого признания публики.

В возрасте 94 лет, 2 ноября 1950 года , Бернард Шоу умер от почечной недостаточности. Его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом его жены.

Бернард Шоу родился 26 июля 1856 г. в Дублине. Учился в католической и протестантской дневных школах Дублина.

В 1871 г. окончив школу, он стал работать в компании, торгующей земельными участками. Через год занял должность кассира, но через четыре года, возненавидев работу, переехал в Лондон (1876): где жила мать, после развода с отцом. Занялся журналистикой и литературой.

С 1882 г. стал интересоваться социальными проблемами, а 1884 г. вступил в « Фабианское общество», созданное для распространения социалистических идей, которому посвятил 27 лет своей жизни, выступая с лекциями.


Бернард Шоу начинает писать о театре, публикуется в еженедельнике «Уорлд», «Пелл-Мелл газет», пишет музыкальные рецензии в «Стар», а с 1890 г. становится штатным музыкальным критиком в «London World».

Через 5 лет Шоу становится театральным критиком в лондонском журнале «Сетердей ревью».

В 1890 г. он читает лекцию на заседании « Фабианского общества», которую посвятил творчеству Ибсена, а через год пишет критическую статью «Квинтэссенция ибсенизма», которая стала манифестом новой драмы.

1892 г. написал первую пьесу «Дома вдовца». Выходят романы «Неразумный брак», «Любовь артиста».

На протяжении дальнейших шести лет Бернард Шоу пишет 9 полнометражных пьес и одну одноактную: «Сердцеед» (1893), «Профессия миссис Уоррен», «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1897), «Избранник судьбы» (1897), « Поживем-Увидим» (1899). Пьесы Шоу в постановке Джона Ведренна и Харли Гренвилл-Баркера 1904-1907 гг. были настолько популярными, что в эти года 701 спектакль был поставлен по его произведениям.

Во время Первой мировой войны Бернард Шоу активно занимается политикой, пишет большой очерк «Война с точки зрения здорового толка», в котором подвергает критике Англию и Германию, призывает к переговорам, подвергает критике слепой патриотизм.

В послевоенные времена издает пьесы «Дом, где разбиваются сердца», «Назад к Мафусаилу» (1922), «Святая Иоанна» (.1924).

В 1925 г. получил Нобелевскую премию.

В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу много путешествует, (Индия, Южная Африка, Новая Зеландия, США, СССР).

Б. Шоу писал до глубокой старости. Последние пьесы, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал в 1948 и 1950 г.

Бернард Шоу – известный ирландский драматург, романист и сценарист. Большую популярность ему принесли афоризмы, отличающиеся глубокой содержательностью и тонким юмором. В 1925 г. он был удостоен звания Нобелевской премии по литературе.

Бернард Шоу был не только известным общественным деятелем, но и одним из основателей Лондонской школы экономики и политических наук.

Также стоит заметить, что Шоу – второй (после ) по популярности драматург в английском театре.

Его отец, Джордж Шоу, являлся торговцем зерном, а мать, Люсинда Шоу, была талантливой певицей.

Кроме Джорджа, в семье Шоу родилось еще 2 девочки: Люсинда Франсес и Элинор Агнес.

Детство и юность

В детстве мальчик посещал местный колледж Уэсли, после чего его отправили учиться в протестантскую школу. В этой школе особый уклон делался на изучении Библии и прочих священных книг.

При этом учителя нередко прибегали к физическому насилию, когда ученики чего-то не понимали или баловались.

Позже Бернард Шоу признается, что обучение в школе являлось самым «вредным этапом» в его биографии.

Когда юноше исполнилось 15 лет, родственники помогли ему устроиться клерком в агентство Таунзэнда по продаже недвижимости. Больше всего ему не нравилось собирать квартплату с бедняков, живших в трущобах.

Бернарду Шоу было больно наблюдать за тем, как несчастные полуголодные люди отдавали последние деньги, чтобы не лишиться крыши над головой.

В скором времени его мать бросила семью, забрав с собой обеих дочек, и уехала в , поскольку ей надоело ежедневно видеть пьяного супруга.

Через несколько лет Бернард Шоу тоже решил переехать к матери.


С этим читают