Конь наполеона бонапарта имя. конь наполеона визирь

Четвероногая армия императора

Антуан Гро. «Бонапарт у пирамид»


В 1804 году, одновременно с созданием самой Империи, на базе конюшен первого консула были образованы Императорские конюшни. Их начальником, именовавшимся главным шталмейстером Франции, с самого начала и до падения Империи был дивизионный генерал Арман-Огюстен-Луи де Коленкур, герцог Виценцкий. Выходец из знатного пикардийского рода, де Коленкур еще до Революции начал службу в королевском кавалерийском полку, в двадцать три года стал командиром эскадрона. Уж он-то, в отличие от императора, был с лошадьми на «ты». Генерал сопровождал Наполеона в Россию, позже написал интереснейшие мемуары, со временем переведенные на русский язык и неоднократно опубликованные.

По состоянию на 1 января 1805 года служба Императорских конюшен, располагавшихся в Сен-Клу, Париже, Вирофле и Мёдоне, насчитывала 533 человека. По свидетельствам камердинера Констана, «Его Величество ценил хороших конюхов, и поэтому принимались все необходимые меры, чтобы пажи получали самое тщательное обучение при подготовке на должность конюха. Чтобы научиться уверенно и с изяществом садиться на лошадь, им приходилось практиковать такие упражнения, связанные с вольтижировкой, которые были бы годны для выступлений в цирке».

Регистр Императорских конюшен сохранил для нас данные о множестве лошадей Наполеона: здесь можно найти их клички, возраст, пол, масть, рост, каждой присвоен номер, зафиксирована дата поступления. Здесь есть серый в яблоках араб Сириус, бывший под Наполеоном при Аустерлице; Стирия, на котором он пересек заснеженный перевал Сен-Бернар в Альпах и участвовал в сражении при Маренго; подаренный русским императором Александром Таурис, на котором Наполеон был при Бородине и въезжал в Москву; Ваграм, последовавший за Бонапартом на Эльбу…

Кстати, последний известен также под именами Инженю и Мой Кузен. Этот вороной жеребец был подарен Наполеону австрийским императором и, похоже, быстро нашел общий язык с новым хозяином. При появлении Наполеона в конюшне Ваграм начинал ржать и бить копытами, в нетерпении ожидая угощения. Наполеон давал ему кусочек сахара, гладил и приговаривал: «Вот ты, Мой Кузен». Маршалы Наполеона обижались: «Мой кузен» – так император обращался к ним в письмах. Кличку Ваграм жеребец получил после знаменитого сражения при Ваграме 6 июля 1809 года.

Наполеон на перевале Сен-Бернар

Производство

Во время создания работы Давид столкнулся с массой трудностей. Наполеон, позировав несколько часов, наотрез отказался продолжать, не дав художнику достаточно времени, чтобы изобразить все детали. Бонапарт считал, что полотно должно отражать его характер, а не демонстрировать внешность. Он предполагал, что великие люди древности не позировали для скульптур и портретов, было достаточно лишь того, что их гений живет в произведениях. Поэтому это полотно стало одной из первых картин, изображавшей идеал и идеи, а не физическое сходство.

Незаконченный портрет Наполеона.

Провальная попытка убедить Наполеона позировать вынудила Давида использовать в качестве модели своего сына, который позировал на лестнице: в этом случае художник смог сделать наброски фигуры французского императора и общей композиции. В качестве модели «огненного скакуна» для разных версий были задействованы две лошади.

Первый портрет был написан в течение четырех месяцев, с октября 1800 года по январь 1801. В работе над остальными версиями Давиду помогали двое его учеников: Мартин Ланглуа и Джордж Руже.

Первая версальская версия

Методика

В работе над этой серией Давид использовал два или три слоя краски. После изображения основных набросков легкими штрихами производилось уточнение некоторых деталей, после чего мастер сосредотачивался на работе со светом и тенью. Кроме того, на втором слое Давид убирал все возникшие дефекты и неточности. Заключительный слой представлял отделку штрихов, смещение тонов и сглаживание поверхности. Зачастую эта задача доставалась помощникам и ученикам.

Вторая версальская версия

Детали

Все пять версий имеют схожие размеры (2.6*2.2 м). Бонапарт на них предстает в мундире главнокомандующего генерала и вооружен саблей. Складки его большого плаща развеваются на ветру. Голова Наполеона повернута к зрителю. Жестом правой руки он указывает на вершину горы. Лошадь вздымается, ее грива и хвост растрепаны ветром. На заднем плане солдаты с артиллерийскими установками совершают восхождение. Над этим действом нависли темные облака.

Фрагмент второй версальской версии

Различия

В оригинальной версии полотна плащ Бонапарта имеет оранжевый цвет. Лицо Наполеона выглядит более молодым именно в первой работе. Также в разных версиях меняется окрас лошади. Так, в картине из Шарлоттенбурга она рыжая, пятнистая и серая в первом Версальском полотне и черно-белая во втором. Кроме того, меняются и места подписи автора.

Номер версии Местонахождение
Первая музей Мальмезон
Вторая музей Шарлоттенбург
Третья Версальский дворец
Четвертая музей Бельведер
Пятая Версальский дворец

Жак-Луи Давид использует надписи и подписи: чтобы усилить символику своих работ. В Смерти Марата, например, революционер держит листок с именем своего убийцы. Надписи присутствуют также в картинах «Леонид при Фермопилах», «Велизарий просит милостыню», «Сафо и Фаон» и других. В этой работе подписи сделаны на камнях, связывая переход через Альпы Ганнибала и Карла с маневром Наполеона.

Сюжет

Представляет собой сильно романтизированный конный портрет генерала Наполеона Бонапарта, в мае 1800 года возглавлявшего переход так называемой Итальянской армии через перевал Сен-Бернар высоко в Альпах. Граф Е. Ф. Комаровский писал о посещении Дома инвалидов в 1810 году:

Произведение писалось уже в те времена, когда Наполеон был у власти как первый консул Французской республики, в силу чего портрет генерала сильно идеализирован, а композиция его предельно театрализована. Иными словами, картина эта создавалась не как реалистичное изображение, а ради того, чтобы представить руководителя страны как романтического героя.

Романтическую приподнятость придаёт полотну, композиция которого смело развёрнута по диагонали, природный фон: конь вздыблен (по образу и подобию «Медного всадника»), кругом крутые горные обрывы, снега, дует сильный ветер и царит непогода. Внизу, если приглядеться, можно увидеть высеченные имена трех великих полководцев, которые проходили этой дорогой — это Ганнибал, Карл Великий и сам Бонапарт.

Если Наполеон – значит, на Маренго?


Надо сказать, Наполеон любил придумывать новые клички своим лошадям, что вызвало впоследствии некоторую путаницу у историков. К примеру, считалось, что на остров Святой Елены экс-императора сопровождал его любимый арабский жеребец Шейх. Однако современные исследования опровергают эту версию. Прежде всего, в 1815 году коню было уже девятнадцать лет, вряд ли он вынес бы путешествие по морю длиной в шесть тысяч верст до затерянного в Атлантике острова. Во всяком случае, одной любви Наполеона для этого было явно недостаточно. Согласно английским источникам, на острове Святой Елены у Наполеона была лошадь, которую он звал Шейхом, но на самом деле этого коня звали Кинг Джордж, и принадлежал он дочери губернатора острова Чарльза Сомерсета. Кинг Джордж был маленького роста, но и на него больной и располневший Наполеон едва мог забраться с помощью слуг. Очевидно, в приступе ностальгии Наполеон переименовал Кинг Джорджа, купленного им у лорда Сомерсета, в Шейха. В мае 1821 года Шейх-Кинг Джордж вез тело Наполеона к месту погребения…

Шарль Менье. «Вступление Наполеона в Берлин»

Похожая история связана с Визирем, серым в гречку арабским жеребцом, подаренным Наполеону турецким султаном. Визирь участвовал в битве при Эйлау и сопровождал императора в походе на Россию. По воспоминаниям барона Гурго, жившего на острове Святой Елены, Визирь отправился вместе с хозяином в изгнание, однако скорее всего этот боевой спутник Наполеона пал в 1826 году во Франции. Кроме того, у Наполеона было два Туркмена (один из них в 1809 году был переведен в ведомство внутренних дел, а второй отправился в 1812 году вместе с Наполеоном в Россию) и два Френгана (один пал в 1814 году, а другой был с Наполеоном на острове Святой Елены).

Одна из самых знаменитых лошадей Наполеона – светло-серый (по словам приближенных, «по цвету похожий на сюртук Наполеона») араб Маренго. Этот жеребец принимал участие в сражениях при Аустерлице (1805), Йене (1806) и Ваграме (1809). В сражении при Ватерлоо император ездил на нем с семи до десяти часов вечера. Потом раненного в ногу коня оставили на ферме Кайю. Маренго был захвачен английским офицером Ангерстейном из свиты герцога Веллингтона и в качестве ценного трофея увезен в Англию, где жил при замке Глиссенбург. Пал он в 1832 году в возрасте почти тридцати восьми (!) лет.

Уже упоминавшийся ранее английский историк Джилл Хэмильтон посвятил Маренго целую книгу. По его мнению, история этого жеребца больше похожа на миф, ведь Маренго фигурирует во всех наиболее известных походах Наполеона, начиная со второй Итальянской кампании и заканчивая Ватерлоо. Не скрываются ли под этой кличкой несколько разных лошадей?

Биография

Наполеон Бонапарт родился в семье мелких аристократов 15 августа 1769 года в городе Аяччо, столице Корсики. В декабре 1778 года он вместе с отцом, избранным депутатом от корсиканского дворянства, перебрался на континент. После нескольких месяцев занятий в колледже города Отена, в мае 1779 года поступил в кадетскую школу города Бриен-Ле-Шато, где выбрал специальность артиллериста. В октябре 1784 года он продолжил обучение в Парижской военной школе, где наряду с прочими науками ознакомился с новаторскими трудами военных теоретиков того времени. Не имея друзей, Бонапарт с раннего детства много времени посвящал чтению.

Эзотерика и клички

С давних времен на Руси было поверье о сакральности имен. Поэтому считалось необходимым скрывать свое истинное имя, особенно то, под которым человек был крещен. Ведьмы всеми силами старались узнать настоящее имя обидчика, чтобы проклянуть его.

То же самое касалось и любых животных. Например, если у кобылы кличка Полночь, то она вряд ли сможет выходить из конюшни днем. Все дело в том, что она будет плохо реагировать на солнце и лучи будут обжигать ее кожу.

Или раньше в конезаводах большое количество жеребцов и кобыл называлось просто по словарю. Начкон брал обычный словарь, выбирал нужную букву и смотрел слова. Так, одного коня назвали Черт. Это сказалось на характере и жеребец был просто неуправляем. Поэтому хорошо подумайте, как назвать своего питомца, чтобы не притянуть беду. Кобылу лучше называть ласковым именем, чтобы она была доброй и мягкой.

https://zoolog.guru/domashnie-zhivotnye/spisok-klichek-koney-kak-nazvat-zherebca.html

https://stroy-podskazka.ru/loshadi/klichki/#h2_519322

https://selomoe.ru/zhivotnovodstvo/loshadi/klichki-loshadey.html

Детские и юношеские годы в биографии Наполеона

Еще в самом раннем детстве Наполеон серьезно увлекался чтением различных книг, особенно связанных с историей. Его любимым персонажем всегда был Александр Македонский. Мальчик часто уединялся в своей комнате с книгой в руках. Читал настолько упоенно, что просто забывал спуститься к обеду или к ужину.

Наполеоне Буонапарте, а именно так даже он сам себя называл (на корсиканский манер) вплоть до 1796 года, родился 15 августа 1769 года на острове Корсика, в городе Аяччо. Его родители, Карло ди Буонапарте и Летиция Рамолино, были мелкими аристократами. Отец работал судебным заседателем, а мать была полностью поглощена заботами о доме, где воспитывались 13 детей. Однако до зрелого возраста дожили всего лишь 8 человек.

По некоторым данным род Бонапартов берет свое начало аж в 16-м веке и вполне может поспорить в этом плане с династией Романовых.

Свое первое образование будущий император французов получил в домашних условиях. В 6 лет он поступил в одну из частных школ. В 10 – обучался в Отенском колледже. Находился там, правда, совсем недолго. Затем его ждало Бриенское военное училище, по окончании которого в 1784-м Бонапарт вступил в ряды курсантов Парижской военной академии. Из ее стен он уже вышел буквально через год в чине лейтенанта артиллерии.

Если Наполеон – значит, на Маренго?

Надо сказать, Наполеон любил придумывать новые клички своим лошадям, что вызвало впоследствии некоторую путаницу у историков. К примеру, считалось, что на остров Святой Елены экс-императора сопровождал его любимый арабский жеребец Шейх. Однако современные исследования опровергают эту версию. Прежде всего, в 1815 году коню было уже девятнадцать лет, вряд ли он вынес бы путешествие по морю длиной в шесть тысяч верст до затерянного в Атлантике острова. Во всяком случае, одной любви Наполеона для этого было явно недостаточно. Согласно английским источникам, на острове Святой Елены у Наполеона была лошадь, которую он звал Шейхом, но на самом деле этого коня звали Кинг Джордж, и принадлежал он дочери губернатора острова Чарльза Сомерсета. Кинг Джордж был маленького роста, но и на него больной и располневший Наполеон едва мог забраться с помощью слуг. Очевидно, в приступе ностальгии Наполеон переименовал Кинг Джорджа, купленного им у лорда Сомерсета, в Шейха. В мае 1821 года Шейх-Кинг Джордж вез тело Наполеона к месту погребения…

Шарль Менье. «Вступление Наполеона в Берлин»

Похожая история связана с Визирем, серым в гречку арабским жеребцом, подаренным Наполеону турецким султаном. Визирь участвовал в битве при Эйлау и сопровождал императора в походе на Россию. По воспоминаниям барона Гурго, жившего на острове Святой Елены, Визирь отправился вместе с хозяином в изгнание, однако скорее всего этот боевой спутник Наполеона пал в 1826 году во Франции. Кроме того, у Наполеона было два Туркмена (один из них в 1809 году был переведен в ведомство внутренних дел, а второй отправился в 1812 году вместе с Наполеоном в Россию) и два Френгана (один пал в 1814 году, а другой был с Наполеоном на острове Святой Елены).

Одна из самых знаменитых лошадей Наполеона – светло-серый (по словам приближенных, «по цвету похожий на сюртук Наполеона») араб Маренго. Этот жеребец принимал участие в сражениях при Аустерлице (1805), Йене (1806) и Ваграме (1809). В сражении при Ватерлоо император ездил на нем с семи до десяти часов вечера. Потом раненного в ногу коня оставили на ферме Кайю. Маренго был захвачен английским офицером Ангерстейном из свиты герцога Веллингтона и в качестве ценного трофея увезен в Англию, где жил при замке Глиссенбург. Пал он в 1832 году в возрасте почти тридцати восьми (!) лет.

Уже упоминавшийся ранее английский историк Джилл Хэмильтон посвятил Маренго целую книгу. По его мнению, история этого жеребца больше похожа на миф, ведь Маренго фигурирует во всех наиболее известных походах Наполеона, начиная со второй Итальянской кампании и заканчивая Ватерлоо. Не скрываются ли под этой кличкой несколько разных лошадей?

Крушение галантного века


Революции губительны для общества, но одно их достоинство не вызывает сомнений – они дают социальный лифт талантливым выходцам из низов. Не только Наполеон сделал головокружительную карьеру, став генералом в 23 года, но и многие из его маршалов. Упомянем лишь Бернадота. Этот сын беарнского адвоката не имел даже дворянского достоинства. Наполеон сделал его маршалом, а потом отпустил в Швецию царствовать. Супругой Бернадота была девушка, за которой когда-то ухаживал сам Наполеон, а ее сестра вышла замуж за Жозефа Бонапарта, ставшего королем Испании. Каково было бы удивление торговца шелком из Марселя, если бы ему сказали, что обе его дочери станут королевами? Не меньшее удивление у придворных вызвала татуировка на теле покойного короля Швеции Карла XIV Юхана– «Смерть королям».

Анти французские коалиции создаются одна за другой. Внутри страны зреют заговоры и вспыхивают восстания. Революционная Франция нуждается в талантливых полководцах. В 1792 Бонапарт уже подполковник Национальной Гвардии. Он еще ничем не проявил себя, однако уже успел составить мнение о революционном народе. Присутствуя при очередном бесчинстве толпы в королевском дворце, он с горечью сказал своему товарищу Бурьену, что эту сволочь следовало бы просто расстрелять из пушки. Сотни четыре или пять положили бы на месте, а остальные обратились бы в бегство.

В сентябре 1793 года Бонапарт оказывается в республиканской армии, осаждающей Тулон. Начальник осадной артиллерии Доммартен тяжело ранен, а генерал Карто ничего не смыслит в военном деле.Он вынужден воспользоваться услугами заезжего артиллериста. Проведя блестящую операцию по освобождению неприступной крепости, Бонапарт получает чин бригадного генерала и начинает свой путь к славе.

5 октября 1795 года он подавляет роялистский мятеж, оказывая услугу термидорианскому правительству Барраса. Торгаши, сменившие фанатиков революции, пытаются удержать в своих руках награбленное. Положение народа их заботит также мало, как и претензии бывшей аристократии. Страна погружается в хаос и ждет своего избавителя.

Маренго и Визирь: Любимые жеребцы Наполеона Бонапарта

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Император Франции Наполеон Бонапарт предпочитал не огромных породистых лошадей, как его офицеры, а маленьких и проворных. И это не связано со слишком маленьким ростом Наполеона, что, как известно, является историческим мифом. Скорее всего, он просто не был хорошим наездником. Ведь ездить верхом Великий Корсиканец научился только в военном училище уже во Франции. Известно, что современники пренебрежительно отзывались о верховых качествах императора, что он постоянно падал с самых смирных животных. Лошадей для него выбирали небольших, смирных, таких, что выдержат не шелохнувшись, удары хлыстом, барабанный бой, выстрелы и взрывы.

Самый известный портрет Наполеона верхом на коне – знаменитая картина «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David). Лошадь встает на дыбы на фоне горного ландшафта, а красный плащ императора развивается, как грива у коня. Романтическая картина изображает Наполеона великим военачальником, равного Ганнибалу и Кару Великому, чьи имена высечены на камне в нижней части полотна.

Пожалуй, самая известная лошадь императора – арабский скакун Маренго. Невысокий (1,4 метра в холке) жеребец светло-серого цвета был взят как трофей во время Египетского похода в 1799 году. Эту лошадь назвали в честь битвы при Маренго, которую Бонапарт решительно выиграл. В дальнейшем, жеребец участвовал в сражениях при Аустерлице (1805), Йене (1806) и Ваграме (1809). В 1815 году в сражении при Ватерлоо император был верхом на Маренго с семи утра до десяти часов вечера. Раненое животное было оставлено на ферме, где его захватили англичане и увезли в качестве трофея к себе на острова. Маренго пережил Великого Корсиканца, он пал в возрасте 38 лет, в 1832 году.

До последних дней Наполеона во Франции его сопровождал арабский серый в гречку жеребец Визирь, дружеский подарок от султана Османской империи. Он был с императором в битве при Прейсиш-Эйлау (1807) и в походе на Россию 1812 года. Он же сопровождал Наполеона в ссылке на Эльбу и затем во время «Ста дней».

Насколько это известно, Визирь — единственная из лошадей Наполеона, чучело которой сохранилась до наших дней. Оно побывало в музее в Манчестере, в Лувре, а после войны 1870 года его переместили в Музей армии в Париже. В доказательство того, что это именно Визирь, на бедре коня стоит императорское клеймо: «N», увенчанное короной.

Даже после смерти, Визирь остается самым близким животным императора. Музей, где он находится, располагается в нескольких минутах ходьбы от величественной гробницы Наполеона в Доме инвалидов.

Кроме войны и политики, Наполеон Бонапарт известен как любящий мужчина. Вызывают восхищение его чувственные и нежные письма к любимой Жозефине.

http://wikipet.ru/2727-lyubimyy-kon-napoleona.htmlhttp://www.horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=567http://kulturologia.ru/blogs/010217/33275/

Справка из истории

Неудивительно, что подобной логикой руководствовались мировые императоры, полководцы и правители. А писатели и поэты давали скакунам в своих произведениях такие клички коней, которые превращали их в сильных и могущественных животных. Взять, к примеру, Александра Македонского, Тараса Бульбу, Дон Кихота или славного богатыря Илью Муромца. Хороший пример тому и конь Наполеона, кличка которого звучала как Маренго (в честь битвы).

А вот Илья Муромец, согласно легенде, выбрал будущего скакуна, когда тот был слаб и не подавал абсолютно никаких надежд, и дал ему гордое имя. Уже тогда он смог распознать в нем ретивого соратника. Кличка коня Ильи Муромца — Бурушка-Косматушка.

Особого внимания удостоился и боевой соратник Македонского, Буцефал. В настоящее время это имя принято считать нарицательным и употреблять его в качестве синонима к слову лошадь.

Кличка коня Македонского с греческого языка переводится как «бычья голова», из чего становится понятно, что от Буцефала полководец ожидал немалых подвигов и оказался не разочарован. Жеребец, как и его хозяин, не боялся ничего. Историки отмечают, что долгое время Буцефал не давал оседлать себя никому, включая царя.

Таким образом, кличка коня Александра Македонского полностью оправдала ожидания хозяина животного. Миру известно немало и других примеров, когда имена животных влияли на склад их характера, формирование привычек и поведения.

Об отношениях с Россией

Наполеон, как подчеркнул Руар, понимал важное значение России и не раз помышлял о союзе с ней. «Русский император Павел I был устранен заговорщиками не без вмешательства Туманного Альбиона, поскольку стремился к союзу с Францией, — напомнил биограф

— В заговоре, который финансировался Лондоном, активно участвовал британский посол в Санкт-Петербурге». Но попытки заключения франко-русского альянса не прекращались. В Тильзите летом 1807 года между Наполеоном и Александром I установились дружеские отношения.

В конце жизни, уже в изгнании, французский император, согласно дневнику графа Эммануэля де Лас-Каза, называл Русскую кампанию 1812 года роковой ошибкой своей жизни. «Этой знаменитой войны, этого смелого предприятия я не хотел, у меня не было желания сражаться, — говорил он секретарю. — Не было такого желания и у Александра, но сложившиеся обстоятельства толкнули нас навстречу друг другу: рок сделал остальное».


По мнению Руара, Наполеон, привыкший к легким победам в Европе, недооценил стойкость русских и их способность к сопротивлению. «Свое главное поражение французский император потерпел в России», — заметил биограф.

Открыто сожалея о противоборстве с Россией, император не скрывал, кого считал врагом. «Я умираю до срока, убитый английской олигархией и ее наемным палачом», — продиктовал он незадолго до смерти, последовавшей 5 мая 1821 года.

Не признавая за узником никаких привилегий, его британские тюремщики оставили ему только два занятия — садовника и мемуариста. Он умер от рака желудка, на острове его не лечили. На его могиле не было указано, кто погребен под камнем. Разрешения перенести прах в Париж Франция добилась от Великобритании лишь два десятилетия спустя.

Наполеон умер на вражеской территории

На самом деле

 Да  Остров Святой Елены до 1815 года формально не был частью этого государства, а находился под управлением Ост-Индской компании. Однако когда правительство в Лондоне решило сослать туда Наполеона, остров перевели под непосредственное управление британской короны, а губернатором назначили генерала Хадсона Лоу, заслужившего впоследствии прозвище Тюремщик за бдительный контроль над узником. Так что Наполеон действительно умер на территории главного противника.

Фото: Fine Art Images (x3), Alamy (x2), Imagebroker / Legion-media, iStock, Графика.ру / Fotodom.ru

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» №2, февраль 2017

Нелегко быть конем Бонапарта…

Наполеон предпочитал под седло арабских жеребцов. Большинство его лошадей были серой масти, однако стояли в конюшнях Наполеона и гнедые, и рыжие, и прочие. Были и кобылы, и мерины самых разных пород – за свою жизнь завоеватель Европы успел сменить не одну сотню коней. При этом, по утверждению исследователя этого вопроса Филиппа Оше, «нельзя сказать, что Наполеон любил своих лошадей. Он, скорее, интересовался ими, предпочитал иметь хороших лошадей, но испытывал мало чувств к своим боевым товарищам».

Будущий император, сыгравший огромную роль в реформировании французской кавалерии, никогда специально не учился верховой езде. Лишь в 1784–1785 годах, во время обучения в Парижском военном училище, он взял несколько уроков вольтижировки у господина д’Оверня. Для серьезных тренировок у Наполеона никогда не было времени. В седле он держался скорее по интуиции, сегодня его посадку раскритиковали бы даже в самом обычном прокате. Современный английский историк Джилл Хэмильтон так описывает «фирменную» посадку Наполеона: он сильно сутулился, а его носки в стременах располагались ниже уровня пяток. По словам Эрнста-Отто Оделебена, цитируемого Хэмильтоном, «Наполеон сидел в седле подобно мяснику, во время движения галопом он болтался вперед, назад и в стороны в зависимости от скорости лошади».

Камердинер Бонапарта Констан Вери, известный как просто Констан, в течение пятнадцати лет повсюду следовавший за своим господином, вспоминал: «Император садился на лошадь очень неизящно, и я думаю, он никогда бы не чувствовал себя на ней в полной безопасности, если бы в его распоряжение не доставляли только тех лошадей, которые были уже безупречно выезжены; но во избежание худшего принимались все меры предосторожности, и лошади, предназначенные для императора, должны были выдержать жестокое испытание, прежде чем добиться чести носить его на себе. Их тренировали выдерживать, не шелохнувшись, самые различные мучения: удары хлыстом по голове и ушам, барабанный бой и стрельбу из пистолетов, размахивание флагами перед глазами; к их ногам бросали тяжелые предметы, иногда даже овцу или свинью

От лошади требовалось, чтобы в момент самого быстрого галопа Наполеон смог бы на полном скаку неожиданно ее остановить. В распоряжении Его Величества были только выезженные до невероятного совершенства животные». Подготовкой лошадей для Наполеона занимался его первый конюх Антуан Жарден. По словам того же Констана, Антуан «справлялся со своими трудоемкими обязанностями с исключительным мастерством и ловкостью».

Доподлинно известно, что Наполеон неоднократно падал с лошади, причем в ситуациях, когда профессиональный кавалерист наверняка удержался бы в седле. И ладно бы, если бы это случалось в кутерьме битвы, но император ухитрялся «летать» и во время обыкновенных конных прогулок. А его известное честолюбие порой лишь усугубляло «аварийные ситуации». Секретарь Наполеона Клод-Франсуа де Меневаль в своих «Мемуарах» рассказывает о случае, произошедшем вначале 1803 года в Сен-Клу. Наполеон пожелал сам править каретой, запряженной четверкой молодых лошадей. В экипаже сидели госпожа Бонапарт и ее дочь Гортензия. Наполеон сел на козлы и тронул лошадей, но сумел доехать лишь до ограды, отделявшей парк Сен-Клу от частного владения, а затем потерял контроль над горячими лошадьми. Четверка ринулась прямо на ограду, Наполеон был сброшен со своего сиденья на гравий дорожки. К своему счастью, первый консул отделался лишь легким растяжением руки и несколькими царапинами, пассажиры не пострадали. А ведь все могло кончиться гораздо хуже…

Впрочем, Наполеон отличался удивительной выносливостью: довольно часто ему приходилось проезжать по 20–30 километров, случалось делать в течение дня, меняя лошадей, и стокилометровые марши. К подобным «развлечениям» император относился как к чему-то само собой разумеющемуся, чего не скажешь о его многочисленных конюхах, слугах и адъютантах, обеспечивавших без сна и отдыха перемещения Бонапарта.

Пять версий

  1. Картина была заказана Давиду, в то время самому известному художнику Европы, за колоссальное по тем временам вознаграждение в 24 000 ливров испанским королём Карлом IV, который желал повесить его в зале великих полководцев своего мадридского дворца. Потеряв испанский престол, брат императора Жозеф увёз полотно из Мадрида в Америку, где оно висело в сельской усадьбе Бонапартов в штате Нью-Джерси до середины XX века. Принцесса Евгения Бонапарт (1872—1949) завещала его музею, посвящённому памяти Наполеона, в его любимом имении Мальмезон близ Парижа.

    Более реалистичная версия того же сюжета

  2. Наполеон, оценив работу Давида, в том же году велел художнику повторить полотно для своей загородной резиденции Сен-Клу. После препирательств о гонораре Виван-Денон согласился заплатить за авторское повторение оригинала 15 000 ливров. В 1814 г. эта версия была увезена из Сен-Клу солдатами прусского фельдмаршала Блюхера, который преподнёс её королю Пруссии. С тех пор она находится в замке Шарлоттенбург под Берлином.
  3. В 1802 г. Давид создал третью версию полотна, которая была торжественно помещена в библиотеке парижского Дома инвалидов, где доживали свой век ветераны наполеоновской армии. Многие приезжавшие в Париж иностранцы спешили в Дом инвалидов только для того, чтобы увидеть прославленное полотно Давида. Сразу после реставрации Бурбонов картина была спрятана в запасники Лувра. В 1837 г. король Луи-Филипп, узнав, что во Франции осталась только одна версия картины, распорядился извлечь её из хранилища и повесить на видном месте в Версальском дворце.
  4. Четвёртую версию полотна Давид создал в 1803 г. по заказу правительства Цизальпинской республики. В 1816 г. Габсбурги распорядились увезти из Милана полотно, напоминавшее о ненавистном для них «тиране», однако местным жителям, сохранившим добрую память о Наполеоне, удалось под разными предлогами задержать картину у себя до 1825 года. С 1834 года эта версия украшает дворец Бельведер в окрестностях Вены.
  5. Давид был настолько привязан к картине, что выполнил для себя ещё одну версию (предположительно в 1805 году), которая висела у его смертного одра в Брюсселе. В 1850 г. будущий Наполеон III купил этот вариант у дочери художника, чтобы повесить в своём любимом парижском дворце Тюильри. После падения Второй империи полотно унаследовал принц Наполеон Жозеф. Эта картина оставалась в частных руках до 1979 года, когда принц Луи Наполеон передал её в дар музеям Версаля.

Список кличек в помощь начинающему коневоду

Перед тем как назвать жеребенка, мы предлагаем вам ознакомиться со списком наиболее распространенных имен. В таблице представлены самые лучшие клички для лошадей.

Буква алфавита Кобыла Жеребец
А Адель, Алиса, Акварель, Альфа, Аника, Арина, Афина, Астория Апполон, Август, Аклон, Антей, Ангел, Астон, Адонис
Б Басси, Бэлла, Бонита, Бурка, Беатрис, Белочка, Баффи, Бьянка Бен, Бенефис, Буран, Базилик, Беркут, Брюс, Буян
В Ванесса, Васара, Венера, Вендетта, Верония, Венди, Вайга Вебстер, Виконт, Версаль, Верный, Вахтар, Визорг, Вулкан
Г Гордая, Громкая, Гвиана, Гайли, Глюкоза, Гельда, Гимби Ганибал, Гарт, Гамлет, Галоп, Генри, Геопард, Гранат, Гранит
Д Джули, Деза, Дженифер, Дева, Джилли, Дасти, Доброта, Докси Дакар, Даниэль, Дарко, Динго, Домбай, Дублон, Дэли, Дюранго
Е Евразия, Есения, Елинира, Ебби, Елагия, Ейла, Елис Евфрат, Ельман, Енисей, Ерос, Егерь, Еким, Ендай
Ж Жасмин, Жизель, Жульетта, Жрица, Жоржет, Жастина, Желика Жафрей, Жак, Жерон, Жибек, Жнец, Жокер, Жермес, Жаден
З Зирана, Зия, Звезда, Задорная, Зайда, Зория, Забава Зайка, Закат, Замбо, Зевс, Зераб, Зорик, Зулан, Зуфар
И Испания, Ибони, Игогоша, Изюминка, Изящная, Изольда Изумруд, Икар, Индиго, Ирбис, Ирхат, Иштар, Иллан, Идеал
К Красотка, Казарка, Клубничка, Капель, Кэтти, Кувшинка, Конфетка Кадет, Каир, Камерон, Каприз, Карат, Каскад, Квинт, Кинг, Король
Л Лагуна, Легенда, Лакшери, Лейла, Лава, Лолита, Люси Леон, Лагун, Лаврион, Лорд, Лотос, Лукас, Люцифер
М Магия, Маркиза, Мари, Мафия, Мечта, Моника, Молли, Мальта Магистр, Маклай, Марафон, Мартин, Маугли, Махито, Милан, Мичиган
Н Незабудка, Нежность, Нора, Натти, Николь, Нимфа, Нарита Норд, Нейрон, Наполеон, Немо, Наутилус, Непобедимый
О Орхидея, Одиссея, Овация, Орлита, Офея, Онежка, Орнета Оазис, Озар, Олсан, Ольхард, Омар, Оптимус, Орион
П Пандора, Прима, Пантера, Персика, Паллета, Пума, Платина, Песня Пират, Пепел, Полис, Пегас, Посейдон, Покер, Призрак, Пьеро
Р Ремира, Риона, Ромашка, Роэль, Розмари, Розочка, Регина Разбойник, Рафаэль, Рикки, Ринго, Романтик, Рыжий, Риф
С София, Сьюзи, Стихия, Стратегия, Снежка, Сонали, Стрелка Салют, Сандор, Седой, Сенсей, Смерч, Соломон, Стюарт
Т Трейси, Тамика, Таврида, Титана, Теодора, Тишина, Темида Тайфун, Танго, Тарзан, Титан, Торнадо, Тюльпан, Талин
У Удача, Утопия, Услада, Ультра, Угроза, Угода, Умница Уголек, Улкус, Умник, Ураган, Успех, Ульсан, Умберто
Ф Фергана, Фаина, Флорида, Фрида, Фаворитка, Фауна, Ферарри Фанат, Фараон, Феодал, Филипп, Фламинго, Флиппер, Флюгер
Х Хилари, Хейда, Холли, Хельга, Хиделия, Хонда, Хлопушка Хакер, Харлей, Харрисон, Хатхул, Хилтон, Хищник, Хьюго
Ц Царица, Цунами, Цыганочка, Цуката, Целеста, Цукерия Цветок, Царгун, Цимбал, Цистан, Цедрик, Цостер, Цент
Ч Чайка, Черничка, Чудесница, Чилли, Чесная, Череда, Чалая Черниш, Чарльз, Чемпион, Чикаго, Чипс, Чудесный
Ш-Щ Шоколадка, Шанель, Шакира, Шарлин, Щедрая, Щеголиха Шаман, Шанхай, Шумахер, Шалфей, Щербет, Щеголь
Э Эджи, Эквида, Эвелина, Эпоха, Эйла, Этуаль, Эгида, Эстелла Эван, Эгоист, Эклипс, Экстрим, Эльф, Эрагон, Эксклюзив
Ю Юнона, Юсита, Ютана, Юлика, Юниора, Югославия Ювелир, Юлий, Юджин, Ювент, Южный, Ютон, Юкас
Я Ягода, Ялта, Яркость, Ядвига, Ярость, Ярмарка, Ямайка Яков, Ястреб, Ясный, Якорь, Янтарь, Ямато, Январь, Ярмак

Любимый конь Наполеона

Екатерина Метельская

Не так давно появилась новость о том, что найдено копыто любимого коня Наполеона, которое считалось утраченным на протяжении более 2 веков. И это послужило поводом вспомнить биографию самого Маренго – коня, на котором Наполеон Бонапарт участвовал в битве при Аустерлице. Тем более что судьба коня не менее интересна, чем судьба его знаменитого владельца.

Наполеон на любимом коне Маренго

Наполеон Бонапарт впервые увидел Маренго после завершения египетской кампании, в 1799 г. И хотя в конюшне императора числилось не менее полусотни серых арабских жеребцов, считается, что именно Маренго был под седлом Наполеона в битвах при Маренго (1800 г.), Аустерлице (1805 г.), Ауэрштедте и Йене (1806 г.), а также Ваграме (1809 г.) В Россию Бонапарт также вторгся, восседая на спине Маренго.

Наполеон на любимом коне Маренго

Битва при Ватерлоо в 1815 г. стала последней совместной битвой Наполеона и Маренго. Конь был ранен и достался британцам, а затем был переправлен в Англию как трофей. Арабский жеребец долгое время выставлялся для обозрения общественности, а затем, когда интерес публики к любимому коню Наполеона угас, новым хозяином Маренго стал офицер Уильям Ангерштейн.

Любимый конь Наполеона Маренго

Маренго прожил долгую даже по современным лошадиным меркам жизнь и умер в 1831 г., пережив знаменитого владельца на 10 лет.

Когда конь умер, 2 передних копыта пошли на изготовление табакерок, одна из которых стала украшением Сент-Джеймсского дворца, а вторая более 2 веков считалась утраченной. Но недавно пропавшее копыто любимого коня Наполеона Маренго обнаружилось в кухонном шкафу дома, принадлежавшего потомкам Уильями Ангерштейна, в Сомерсете. Реликвию передали в собственность лондонского Музея кавалерии.

Скелет любимого коня Наполеона Маренго хранится по сей день в Национальном музее армии (Лондон).

На фото: скелет любимого коня Наполеона Маренго в Лондонском музее


С этим читают