- Особенности породы Шайр
- Среда обитания и особенности породы шайр
- Рекорды, поставленные лошадьми
- Испытания силы и выносливости
- Арден
- Шотландский Клейдесдаль
- «Шайрский» рассвет
- Лошади Шайр: описание, фото, характеристика
- Внешние характеристики
- Недостатки
- Характер
- Где Шайр применяется
- Порода Шайр сегодня
- От большой до английской и вороной
- Отдельные рекордсмены
- Биг Джейк
- Нодди
- Диггер
- Крэкер
- Дюк
- Бруклин Сьюприм
- Самсон
- Марокко
- Доктор Ле Жер
- История создания породы
- Нрав и повадки шайров
- История породы
- Питание лошади шайр
- Размножение и продолжительность жизни породы
- Как появилась
- Распространение и использование
- Шайры сегодня
- Недостатки скакунов
Особенности породы Шайр
В лошадях породы Шайр смешались качества скакунов и тяжеловозов. Внешне они похожи на скаковых лошадей, но считаются тяжеловозами. Особи отличаются смелостью, поэтому не боятся трудных задач. Их часто обучают для верховой езды и даже для разнообразных спортивных состязаний.
Фото шайра караковой масти
Это активные, подвижные кони, им необходимы регулярные прогулки, долго находиться в стойлах они просто не смогут. Благодаря большой силе Английская лошадь с давних времен использовалась в сельском хозяйстве. Им под силу практически любая работа. Характер у них спокойный, но грубость они не терпят. Это гордые животные с, казалось бы, нескончаемой силой воли.
Лошадь породы шайр фото
Продолжительность жизни лошади породы Шайр 20-35 лет. Чем лучше качество жизни животного, тем дольше оно проживет. Содержание Английского тяжеловоза мало чем отличается от содержания других пород. Главное, в чем нуждаются эти кони – чистота и сухость.
- Лошади этой породы могут содержаться исключительно в комфортных стойлах.
- Из-за того, что на ногах они имеют длинный волос, он может быстро промокать, загрязняться. Поэтому в стойле должно быть всегда сухо. Сквозняки и сырость также недопустимы.
- В помещении, где обитает животное должно быть все необходимое, а именно – свежая, сухая подстилка, свежая вода комнатной температуры и еда.
- Прогулки очень важны для этой породы. Так что на пастбище их нужно выпускать ежедневно, если погода позволяет. Кроме того, животное желательно подвергать физическим нагрузкам, чтобы суставы и мышцы находились в тонусе.
- После каждой прогулки копыта вычищаются, а шерсть омывается, если вымазалась, и вычесывается.
Интересно!
Стоимость взрослой лошади Шайр может быть больше 30 тыс. долларов. Жеребец обойдется дешевле – 10-15 тысяч долларов, однако в зависимости от родословной, состояния животного цена может значительно отличаться.
- Холку и хвост нужно регулярно расчесывать и мыть. Мыть можно примерно раз в 3-4 дня, но расчесывать желательно ежедневно, тем более, если животное регулярно гуляет на свежем воздухе. В это же время можно полностью вымывать коня, расчесывать его.
- Проверять состояние зубов, ушей и копыт необходимо как можно чаще.
- В случае появления подозрений на заболевание (внешние признаки, вялость или необычное поведение животного), нужно вызвать ветеринара, чтобы он оценил состояние лошади и назначил по необходимости лечение.
Среда обитания и особенности породы шайр
Как было сказано ранее, порода шайр выводилась в Англии, позднее оттуда стала распространяться сначала в Ирландию и Шотландию, а потом и по всему миру. XVI век нуждался в тяжелых лошадях, которые участвовали в военных походах. Позднее на лошадях выступали рыцари на турнирах.
В XVIII веке дороги улучшили, по ним стали ходить тяжелые дилижансы, которые могли тянуть только крупные шайры. Популярность этой породы возросла еще больше. В XIX веке стало активно развиваться сельское хозяйство, и выносливые и послушные великаны стали главной рабочей силой.
В начале XX века порода была широко представлена в США. Но, по окончании второй мировой войны, необходимость в крупных лошадях постепенно отпала.
Люди стали передвигаться на другом транспорте, а содержать такую крупную лошадь было затратно, поэтому фермеры предпочли отказаться от этой породы в пользу более маленьких лошадок.
Если в 1909-1911 гг. в соединенных штатах было зарегистрировано более 6600 особей, то уже 1959 году осталось всего 25 представителей породы! Шайры постепенно вымирали.
Сейчас порода вновь набирает популярность во всех странах. Во многом это благодаря консервативных англичанам, для которых шайры это не просто сильные, полезные и практичные животные, но часть истории. Общество шайрской породы вручало ежегодную премию лучшему скакуну этой породы.
Сумма была довольно внушительной – 35 тыс. фунтов стерлингов. Так же возрождению популяции помог рост рынка сбыта за рубежом. Лошади сейчас во многом играют эстетическую роль. Проводятся многочисленные выставки, представления, турниры, смотры и аукционы.
Рекорды, поставленные лошадьми
В те времена, когда пушки и тяжелые грузы перевозили на першеронах и фризах, а самые сильные лошади заменяли современные гусеничные тягачи, на свете жил гигант Самсон. Это не был известный персонаж из библейских текстов. Самсоном назвали шайрского тяжеловоза.
Этот «жирный конь» весил больше 1,5 т. Его рост в холке достигал 2,2 м. На фотографии того времени человек, стоящий рядом с самой крупной лошадью в мире, кажется карликом, едва достающим до спины коня. Самсона до сих пор не удалось перерасти ни одному из представителей его породы.
В 2007 году вороной шайрский жеребец по кличке Крекер тоже был удостоен звания «Самая большая лошадь в мире». Этот претендент на запись в Книге Гиннесса жил в Великобритании, в Линкольншире. Благодаря развитию телевидения и СМИ, гигант был широко известен во многих странах. Его рост составлял чуть менее 2 м, а вес — 1,3 т.
Для достижения нынешнего вида старинных шайров скрещивали с шотландскими тяжеловозами уже во время возрождения породы
В настоящее время известны сразу несколько гигантов, которые могут претендовать на звание «Самая высокая лошадь в мире» и высшую оценку на выставках:
- Дюк, 5-летний жеребец породы шайрских лошадей, достиг роста в 2,07 и прибавляет по 8 см в год, очень любит чай и яблоки.
- Нодди, шайр такого же возраста и немного уступающий Дюку в росте — его высота в холке равна 2,05 м.
- Диггер, принадлежит к той же породе лошадей и достигает 2,02 м в холке.
Большие лошади встречаются и среди представителей бельгийских тяжеловозов: жеребец Бруклин Сьюприм, например, достиг к 10 годам жизни роста в 1,98 м и веса в 1,4 т. Занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой конь в мире брабансон из США по кличке Биг Джейк совсем немного отстал от Самсона: его рост равен 2,17 м, а вес достигает 2,5 тонны. Эту лошадь знают зрители телешоу «Дом Рональда Макдональда». Но превзойти гиганта из XIX века пока не смог ни один «жирный конь».
Испытания силы и выносливости
Порода славится не только гигантами, но и настоящими силачами. В настоящее время больше ценят декоративность лошадей, но еще 150 лет назад они устанавливали рекорды и по перевозке тяжестей. Это были не выставочные экземпляры, а обычные рабочие кони, чьи клички даже не всегда сохранились в памяти людей.
Так, в 1893 году санный поезд с грузом леса общим весом в 42 т тянула всего пара упряжных шайров. Конечно, тащить такую тяжесть они могли сравнительно недалеко. Санный поезд двигался всего 0,5 км, после чего коням потребовался продолжительный отдых.
Но абсолютный мировой рекорд поставил шайр по кличке Вулкан. В 1924 году на выставке Уэмбли, во время испытаний, он в одиночку рывком сумел передвинуть груз весом в 29,47 т. Такой подвиг был удостоен занесения в Книгу рекордов Гинесса и пока остается непревзойденным.
Там же запряженные парой шайры сумели приложить к динамометру усилие, равное 50 т. После этого та же пара сумела передвинуть груз весом в 18 т.
Крупные и спокойные, огромные кони шайры являются постоянными участниками различных шоу. Мягкий темперамент этих гигантов и необычный внешний вид обеспечивают им необыкновенную популярность на мероприятиях, связанных с шумом людских толп. Селекция самых больших коней производится в основном в направлении внешних данных, но существуют и соревнования по выносливости и силе, где лошадям предлагают задания, связанные со вспашкой земли или перемещением грузов.
Арден
Ардены – древнейшая порода лошадей. Ее родина – горные районы Арденн, находящиеся на границе Бельгии и Франции. Здесь нужны были лошади для перемещения тяжелых грузов по горным дорогам. Крепкая невысокая лошадь – а рост у арденов не превышает 160 см, идеально подходила для этой миссии. Арденам даже пришлось поучаствовать в войнах Наполеона – им приходилось транспортировать большие пушки.
Считается, что ардены произошли от древней породы Солютре, обитавшей в Европе около 50 тысяч лет назад. История Арденской породы начинается с 19 века. Тогда их рост достигал 140 см. Эти лошади невелики по сравнению с другими тяжеловозами, поэтому известны как «мелкие ломовые».
Во время наполеоновских войн, арденов стали скрещивать с Арабскими скакунами – для повышения выносливости последних. Именно Арденская порода была использована для выведения знаменитых Русских тяжеловозов. В 1900 году, во время очередной выставки пород, состоявшейся в Париже, последние были представлены как «Русские ардены».
Описание породы:
- Высота – 152-163 см.
- Масть – гнедая, рыжая или темно-рыжая, чалая.
- Экстерьер. Голова крупная, с низким лбом и большими выразительными глазами. Острые уши. Шея изогнутая, плечи сильные. Профиль ровный. Корпус компактный, массивный. Ноги короткие, сильные, покрыты густыми щетками.
- Использование. Рабочая лошадь. Получение конины.
Шотландский Клейдесдаль
Родина породы – Шотландия. Название порода получила в честь долины реки Клейд. В этой местности издавна водились могучие лошади. Первые упоминания о породе относятся к началу 18 века. Порода создана путем скрещивания фламандцев и местных шотландских кобыл. Вес лошадей – 800-900 кг. Отдельные экземпляры весят 1 т.
Характеристики Шотландских Клейдесдалей:
- Высота – 163-173 см.
- Масть. Вороная, гнедая, чалая, серая.
- Экстерьер. Крупное и мощное тело. Большая голова с прямым профилем, лоб широкий. Крупные ноздри, большие и выразительные глаза. Шея – длинная и мускулистая, красиво изогнутая. Длинная и широкая грудь. Туловище несколько укорочено – спина широкая и короткая. Мускулистый круп. Длинные мощные ноги. Широкие копыта. Внизу ног – щетки. Для породы характерно наличие белых отметин – они встречаются на морде и ногах.
- Использование. Сельскохозяйственные работы. Торжества, церемонии.
Клейдесдали отличаются покладистым и добродушным нравом. Они даже немного флегматичны. Понятливые и послушные, энергичные и активные. Отличаются выносливостью, неприхотливостью, большой грузоподъемностью, способностью адаптироваться в любом климате. Ранее их широко использовали для перевозки дилижансов.
«Шайрский» рассвет
Без преувеличения можно сказать, что XIX век стал расцветом для шайров. Помимо сельского хозяйства, их, как и першеронов во Франции, использовали в транспортной сфере, затем – в промышленности, на железных дорогах, в портовых доках и в армии. Их популярность была столь велика, что представителя данного вида даже изобразили на почтовой марке стоимостью в 9 фунтов. Типичный шайр XIX века выглядел так:
- средний рост – 1,66-1,76 м., встречались также особи высотой 1,85 м., вес – 1200 кг.
- длинная мускулистая шея.
- большая, грубо вылепленная голова со слегка выпуклым («римским») профилем.
- бочковидный корпус.
- низкая холка.
- мощные ноги с прочными копытами.
Всё вышеперечисленное можно рассмотреть вот на этом фото. Из свойств характера, присущих шайрам старого времени, можно назвать необыкновенную покладистость и послушание. Эти качества дошли и до нашего времени.
В 1836 году о них узнали в Америке, а через 50 лет, в 1886 году, состоялся первый массовый завоз английских шайров в США. Буквально через год американцы, впечатлённые этой породой, завезли ещё четыре сотни лошадей. Они были столь популярны, что на некоторое время даже потеснили своих французских коллег-соперников першеронов. Примерно в это же время порода шайр появилась и в России, где, в частности, сыграла немалую роль в формировании и становлении российских тяжеловесных лошадей.
Шайрам принадлежит несколько рекордов по грузоподъёмности, установленных ими в 20-х годах ХХ века, и титул «самой высокой лошади в истории», которого был удостоен жеребец по кличке Самсон, в четыре года переименованный в Мамонта. В этом возрасте он достигал 2 м. 190 см. высоты и весил 1520 кг., что даже сейчас остаётся пока недостижимым пределом.
В 1878 году было создано Общество шайрской лошади, опекавшееся королевской семьёй. Известно, что с 1886 по 1889 года его возглавлял не кто-нибудь, а сам принц Уэльский Альберт, будущий король Эдуард VII (1841-1910). В Америке не стали медлить, и 28 апреля 1885 года была основана Американская ассоциация шайров, официально зарегистрированная 21 мая того же года.
Английское общество, имевшее привилегированный статус, просуществовало до 30-х годов ХХ столетия, когда тяжеловозов стала вытеснять тяжёлая техника. В 50-60 годах в английском коневодстве, как и в других странах, разразился кризис, вызванный невостребованностью и полным вытеснением лошадей из привычных сфер деятельности. Порода оказалась на грани исчезновения – например, за все 50-е годы было зарегистрировано всего лишь 25 чистокровных шайров, что было почти катастрофой. Лишь благодаря усилиям нескольких энтузиастов она была спасена и со временем стала возвращать себе былую популярность и востребованность. Так, в 1985 году только в США был зарегистрирован 121 шайр, а к концу 80-х годов по всему миру ежегодно регистрировалось более четырёх сотен новорожденных чистопородных жеребят. Одновременно возобновилась деятельность и Общества шайрской лошади, которое всячески её популяризировало и даже учредило премии для жеребцов по результатам ежегодных выставок.
Лошади Шайр: описание, фото, характеристика
Лошадь Шайр — это английская порода лошадей-тяжеловозов. Порода была получена, благодаря скрещиванию импортированных Фландских лошадей и Фризских особей с местными кобылками. С самого начала порода была предназначена исключительно для военной службы. Лишь относительно недавно в ней увидели тяжеловозов и обычных лошадок.
Лошади Шайр
Внешние характеристики
Несмотря на то, что Шайр — порода английских лошадей достаточно древняя, ее представители не отличаются однородностью. Среди них можно встретить коней с необычным весом и размером, такие особи годны только для спокойной езды. Но есть среди них и крупные особи с массивным телосложением, это уже те самые тяжеловесы, которых можно усаживать в упряжку.
Для этого вида характерно в равных пропорциях хорошо развитое телосложение. Спина и грудь представителей широкие. Крестец тоже за счет своей ширины и мощи придает огромную силу и выносливость этой лошади.
По масти Шайры могут быть разнообразными. Шайрская масть может быть вороной, гнедой, рыжей и серой. Что касается окраса, то на Шайрах часто можно встретить белые чулочки, обычно на задних ногах, на голове может присутствовать лысина.
Это можно увидеть и на фото.
Недостатки
Если говорить о недостатках шайров, то у них может присутствовать сильная фризистость, не всегда в них хватает приземистости.
Но вскоре и этих минусов уже не будет, поскольку селекционеры усиленно работают над тем, чтобы их устранить. Для этого на территориях Англии сейчас активно скрещивают Шайров с кобылами чистых кровей.
Итогом таких усилий становится появление племенных лошадей, которые замечательно чувствуют себя в упряжке.
В ХХ веке, точнее — в 50-е гг, происходило активное скрещивание Шайров с Клейдесдалями, из-за этого у первых появились красивые шелковистые фризы на ножках. На передних ножках у коней фризы растут, начиная с запястья и дальше вокруг всей ноги. На задних фризы отрастают, начиная со скакательного сустава.
Характер
Среди качеств этих лошадок можно выделить:
- уравновешенность;
- миролюбие;
- легкую управляемость;
- как раз благодаря послушанию и легкости в управлении Шайров часто выбирают для скрещивания с другими конями.
Где Шайр применяется
Раньше породу часто использовали для проведения фермерских работ, но постепенно, когда начали приобретать популярность дилижансы, этих лошадок активно начали использовать для перевозки людей.
Не зря ведь эта тяжеловозная лошадка. Особенно стало это популярно, когда в породу влилась свежая кровь.
Они придала шайрам гибкость и подвижность, несмотря на то, что по размеру они оставались очень крупными.
На городских улицах тоже часто можно было встретить этих лошадок. Действительно тогда очень к месту была мощь и большие размеры этих коней.
Любили их и за то, что они легко и с удовольствием поддавались дрессуре.
Огромная Шайрская сила и высокий рост лошадок привели их к рекордам в целом мире. Дело в том, что Шайры по официальным источникам являются самыми сильными по части грузоподъемности. Два шайра в апреле 1924 года везли упряжку с весом 50 тонн.
По понятным причинам активно применяли лошадей и в армейской службе. Затем, когда уже начал развиваться технический прогресс и были разработаны тракторы первого вида, спрос на Шайрских лошадок несколько поутих, но интерес к ним возродился с появлением тотализатора.
Порода Шайр сегодня
В современное время роль этих лошадей эстетическая и историческая. Сегодня эти лошадки активно служат пивоварам. На улицах Англии можно встретить упряжку в старинном стиле, которая занимается развозом пива. Можно увидеть породу и в упряжках фургона, которые занимаются развлекательными шоу.
Кроме того, эти красавцы до сих пор принимают активное участие в разного рода выставках, конных представлениях, аукционах и турнирах. Англичане, наверное, за счет своей консервативности, до сих пор очень чтут эту породу и любят. В России Шайрская лошадь встречается нечасто.
Породы лошадей. Шайр. Порода лошадей Шайр. Красивые лошадиГалилео о наших Лошадках Шайры
Шайрская лошадка в содержании обойдется хозяину довольно дорого. В частности и потому, что конь потребляет приличное количество корма. Кобыла и скакун должны питаться отменным кормом, чтобы поддерживать природные силы.
Чистокровный жеребенок стоит дорого. Жеребенок от незарегистированной кобылы стоит дешевле. Для чистокровных представителей породы существует специальная племенная книга.
От большой до английской и вороной
В дальнейшем с ростом промышленности и сельского хозяйства возникла необходимость в перемещении больших объемов груза. Именно для таких перевозок начали использовать «больших лошадей».
«Большая лошадь» из рыцарской постепенно начала превращается в упряжную. Хроники XVI века свидетельствуют, что на разбитых дорогах Англии в ливень и стужу часто встречаются лошади, способные перемещать груз весом более трех тонн. Вместе с ростом промышленного и сельхоз производства росло поголовье «больших лошадей».
Как раз в этот период в Англию были завезены фризские, фламандские и немецкие лошади. И, как оказалось, в итоге не все немецкое является качественным и эффективным.
Так, «кровь» немецких жеребцов не оказала значительного влияния на формирование породы шайр. Зато фризийские и фламадские крепыши внесли свою лепту в то, что сейчас называют «Шайр». Фризийцы добавили в образ «большой лошади» некую легкость и гибкость в движении, а фламандцы окончательно сформировали внешний облик и характер.
В XVII столетии благодаря вороной окраске фламандских лошадей, которая передалась при скрещивании, «больших» начали называть «английской вороной». Как свидетельствуют источники, автором этого названия стал знаменитый английский государственный деятель и полководец Оливер Кромвель.
Но все же считается, что основоположником всего рода шайр и первым из этой породы был жеребец по кличке Packington Blind Horse (Слепой жеребец из Пэкингтона), живший во второй половине XVIII ст. в маленькой деревне Пэкингтон графства Лестершир.
Доподлинно не известно по какой причине жеребец получил эту специфическую кличку. Был ли он действительно слеп или просто его хозяева имели настолько оригинальное воображение.
В XIX веке шайры стали самой востребованной и знаменитой тяжеловозной породой в Англии. Такая популярность не могла остаться незамеченной со стороны иностранных коневодов-профессионалов и просто любителей.
В конце XIX века начался массовый завоз лошадей на Североамериканский континент, а вначале XX шайры появились и в России.
Отдельные рекордсмены
Селекция, направленная на создание мощных и выносливых лошадей, привела к появлению настоящих исполинов. Многие великаны-тяжеловозы вошли в историю как уникальные примеры селекционной работы, а их имена стали известны во всем мире.
Биг Джейк
Славу самой большой лошади в мире снискал бельгийский мерин Биг Джейк. На сегодня ему принадлежит пальма первенства в рейтинге лошадей-великанов. Биг Джейк занесен в книгу рекордов Гиннеса. Его рост – 2 м 17 см. Его вес такой же, как у большого джипа – 2600 кг. Просто невероятные цифры. Биг участник всяких представлений. Выступая в ток-шоу «Дом Рональда Макдональда», Биг «отдает» все заработанные средства на благотворительные нужды.
Для поддержания своей великолепной формы, мерин съедает ежедневно пару тюков соломы и 5 кг овса. А чтобы не испытывать жажды, ему каждый день нужно 30 ведер воды.
Нодди
Нодди – лошадь породы Шайр. Живет в Австралии. Его вес – 1300 кг, а рост – 205 см. На сегодня Нодди считается самой высокой лошадью. Свое массивное сложение он унаследовал от своего предка. Дед Нодди – Эдвард, жил в Англии, и тоже возглавлял в свое время рейтинг роста. Чтобы окупать свое недешевое содержание, Нодди приходится работать на ферме своей хозяйки Д.Гринмен.
Диггер
Диггер – член королевской конной гвардии. Здесь привыкли к крупным коням, но Диггер своим появлением вызвал настоящий фурор в 2012 г. Этот клейдесдаль – самый большой конь в гвардии. Рост этого великана 220 см. Ежедневно ему требуется 25 кг сена и 95 л воды. Вес Диггера – 1200 кг. Конь уже попал в книгу рекордов Гиннеса, но его рост продолжается.
Крэкер
Крэкер представляет английских шейров. Этот великан достигает в высоту 198 см и весит 1200 кг. Ежедневно великан ест по два тюка сена, 4-5 кг зерна. Норма питья – до 13 ведер в день. Конь часто появляется на телевидении – он в Англии популярная личность.
Дюк
Дюк проживает в Великобритании. Рост этого мерина – 207 см. Но лошадь продолжает расти. Вполне реально, что Дюк сможет побить рекорд, и станет самым высоким конем в мире. Дюк питается особым образом, поэтому и растет как на дрожжах. Хозяйка поит его специальными травяными настоями и кормит яблоками. Исполин ест вдоволь зерно и сено, запивая их не только водой, но и 20 литрами травяного чая. Хоть Дюк и великан, он пуглив и страшно боится мышей.
Бруклин Сьюприм
Бруклин Сьюприм был бельгийским брабансоном и жил в середине 20 века (1928-1948 гг). Принадлежал он некому С.Г. Гуду (г. Огден, Айова). Жил и умер этот жеребец в США, в штате Айова. В возрасте 10 лет великан достиг веса 1450 кг, а его рост в холке равнялся 198 см. Конь обладал огромными копытами, общий вес его подков составлял 13 кг. Обычная подкова весит 700 г, подковы Бруклина весили по 3,5 кг. Масть этого жеребца-исполина – гнедо-чалая. Объем грудной клетки – 259 см.
Самсон
Рекордсменом среди гигантов-тяжеловозов считается Самсон (Сэмпсон) – жеребец породы шайр. Жил он в 19 веке. Был зафиксирован его рост – 220 см. Вес – 1520 кг. Год рождения – 1846. Его родина – английский городок Тоддингтон Миллс (графство Бедфордшир).
Владельцем Самсона был некто Томас Кливер. Статус самого большого и мощного коня он получил в 4 года. Причем не только в Англии, а во всем мире. За колоссальные размеры его решили назвать Мамонтом. Рекорд Самсона пока не побит, а оценить величину рекордсмена можно по немногим фото, дошедшим до наших дней.
Марокко
Марокко – першерон, который когда-то был самой большой лошадью. Сведений о Марокко сохранилось немного. Известно, что его рост равнялся 215 см, весил конь примерно 1300 кг. Судить о габаритах Марокко можно по фотографии, дошедшей до наших дней.
Копия вырезки из газеты (на фото лошадь Марокко со своим хозяином)
Доктор Ле Жер
Этот великолепный першерон родился в далеком 1902 г. Жеребец вымахал в высоту 2 м 13 см. Его вес сопоставим с весом автомобиля – 1400 кг. Это самая крупная лошадь за всю историю французского коневодства. Никто из першеронов не смог и близко приблизиться к рекорду Доктора Ле Жера.
Данная иллюстрация выпускалась в виде настенных плакатов и почтовых открыток
Функции лошадей от века к веку менялись, но они всегда оставались превосходными компаньонами для человека. Сегодня тяжеловозы – не только верные помощники и друзья человека, но и настоящее украшение окружающего мира, требующее заботы и внимания.
История создания породы
Шайр — порода лошадей, которую специально вывели для перевозки рыцарей. В средние века англичане для этого скрещивали фламандские и фризские разновидности. Работа продолжалась не одну сотню лет. Наконец, к 16 в. удалось получить коня, который не только перевозил разные тяжелые грузы, но и мог долго выдерживать на спине воина в полном вооружении.
С 18 в. шайрская лошадь применялась для перевозки дилижансов, а в 19 столетии ее начали использовать в сельском хозяйстве. Но не все фермеры могли содержать таких крупных коней, поэтому английская порода упряжных животных была заменена более мелкими видами. Лошадь шайр в России появилась в начале 20 в. Ее частично использовали для селекции владимирских тяжеловозов.
Лошадь Шайр
Постепенно поголовье этих коней с конца 19 в. начало сокращаться. Если в начале 20 столетия только в США насчитывалось около 5900 лошадей этой породы, то к 60 гг осталось только 24 экземпляра таких скакунов. Было создано общество любителей шайров, которое начало возрождать породу.
К сведению! Сегодня проводятся различные выставки, показы, где самому успешному владельцу вручается премия в 35 тыс. фунтов стерлингов за разведение этих коней. Постепенно количество животных увеличивается. Проводятся селекционные работы с целью улучшения породы.
Нрав и повадки шайров
Впечатляющие размеры и славное прошлое шайрской лошади, к удивлению многих людей, вовсе не свидетельствует о ее непростом характере:
- это весьма уравновешенные скакуны, спокойные, покладистые;
- ими очень просто управлять, что по праву называют одним из главных преимуществ вида.
Шайрская лошадь отличается чрезвычайно хорошо развитым послушанием, так что селекционеры непременно используют таких особей, когда хотят вывести неноровистых жеребят.
Конечно же, такой великан может показаться слегка неповоротливым, но и это неправда. Развивая породу, пару сотен лет тому назад ее сделали гибкой и подвижной, приливая кровь от более ловких коней.
Нельзя забывать и об их предках, которые были участниками многочисленных кровавых битв на протяжении нескольких веков, ведь только смелый и решительный скакун мог стать надежным спутником для отважного рыцаря
История породы
Этот английский тяжеловоз имеет глубокие исторические корни. Считается, что впервые его предков завезли в Англию из Голландии в ХIII веке по приказу принца Джона. В XVI веке началась усиленная работа по улучшению породы. Во времена правления Генриха XVIII было принято решение запретить разведение тяжеловозов, чей рост был ниже 154 см.
При королеве Елизавете поголовье тяжелоупряжных лошадей существенно выросло. На племя шли только те экземпляры, рост которых превышал допустимый минимум. Местных английских кобыл скрещивали с фламандскими, фризскими и немецкими жеребцами. Фризы подарили английским шайрам свободу движений, скорость и гибкость. Наследие неторопливых фламандцев в большей степени проявилось во внешнем облике животных — они приобрели вороную масть.
Вороная масть у шайров от фламандцев.
К началу XVII века тяжелые доспехи упразднили, и воины пересели на грациозных, резвых скакунов. Но рост промышленности и сельского хозяйства не позволил добродушным гигантам остаться не у дел. Отныне их основным предназначением стала перевозка тяжелых грузов и работа в поле.
Свой теперешний облик лошади приобрели в XVIII веке. В то время их разводили во всех регионах Англии. В Линкольншире, Кембриджшире, Дерби и других графствах заводчики именовали эту породу по-разному. Известны следующие названия: «Великая лошадь», «Большая английская вороная», « Шайр».
Крупная тяжеловесная лошадь активно использовалась в сельском хозяйстве и при перевозке грузов.
Основателем породы считается конь, который жил в деревне Packington с 1755 по 1770 год. Его хозяева дали ему кличку «Слепая лошадь». Неизвестно, что заставило их это сделать – реальная проблема со зрением коня или какие-то другие причины. Когда в 1878 году общество конезаводчиков учредило Племенную книгу шайров, эта лошадь удостоилась чести быть зарегистрированной в качестве родоначальника.
Питание лошади шайр
Каждый хозяин выбирает сам, чем кормить своих питомцев. Все лошади могут содержаться на концентрированных кормах, но наличие сена и травы обязательно. Шайры ввиду своих больших размеров едят намного больше.
За сутки тяжеловозы съедают 12-15 килограммов сена или травы. А вот концентратов им не требуется, давать их стоит совсем не много. Подкормок для роста вовсе не нужно.
Лучше всего в качестве питательных добавок включать в рацион травяную муку, жмых. Летом такого корма можно давать от 5 до 7 килограммов. Так же ваш питомец будет рад овощам и фруктам – свекле и моркови, яблокам. Чистое питье у животного должно быть всегда.
Размножение и продолжительность жизни породы
При разведении породы имеет значение не только внешний вид коня шайр, но и кобыла тоже выбирается по своему стандарту. Она должна быть обязательно пропорциональной, такой же, как самец, только меньше по всем параметрам.
Племенная книга породы закрывалась на какое-то время, но сейчас ее возобновили и построили по другому принципу. К приплоду относятся очень строго, чтобы быть уверенными в именитости того или иного жеребенка, ему делается ДНК тест.
Всех животных заносят племенную книгу, но в различные разделы. Новорожденные особи женского пола от чистокровного отца и незарегистрированной кобылы относятся к категории «А».
Эту кобылку покрывает чистокровный жеребец, их потомство относится уже к категории «В». Если потомство снова женского рода, то она снова покрывается зарегистрированным жеребцом и уже их потомство считают чистокровным. В среднем лошади живут 20-35 лет, но многое зависит от условий содержания и ухода.
Как появилась
История породы лошадей Шайр, уходящая своими корнями в глубокую древность, не дает достоверной информации о ее происхождении. Хорошо известно, что табуны из крепких и выносливых лошадок всегда были в цене. Так и в Англии еще со времен правления Генриха Второго, начиная с 1154 года, стремились заводить все большее поголовье и постоянно улучшать имеющиеся породы. С этой целью в 1500-х гг даже издавались специальные указы, запрещающие использовать для селекции мелких лошадей, а также экспортировать самые ценные виды.
В итоге мир получил породу Шайр. Произошло это в XV-XVI веке. Считается, что изначально представителей данной разновидности звали по-другому: Военная лошадь, Великая, Староанглийская вороная, Каретная, Английская упряжная и Линкольнширский гигант.
В Этих конях течет кровь местных особей, фламандских кобыл, фризской породы, завезенной из Голландии. С целью развития лучших качеств в этих лошадках их также скрещивали с северным немецким флемишским конем, фландерским и др.
В 1878 году в их Племенной книге появляется первая запись о коне, жившем в 1755-1770 г.г.
Распространение и использование
Сражения и войны — это все, что знали самые первые Шайры. Гораздо позже, в XVIII-XIX вв их стали эксплуатировать на полях. Тогда сельское хозяйство вышло на первый план, а массивная, развитая и одновременно послушная шайрская лошадь стала цениться особенно высоко. По этой причине Шайры становятся настоящей национальной гордостью.
Они также пахали в доках, на железной дороге, применялись для грузовых перевозок, дилижансов.
В связи с тем, что порода быстро распространялась по всей Англии в зависимости от местности разведения возникали и внутрипородные типы. Например, одним были присущи более густые щетки, костистость (Кембриджшир), другим же — сухое тело и большая физическая выносливость (Ланаркширские).
С 1853 года начался завоз шайрских лошадок на американский континент, где они очень быстро стали популярными и многочисленными. Хрупкие кобылы в Америке стали приносить рослое потомство именно благодаря самцам из Англии. В конце XIX века их также стали поставлять в Россию, где таких «крепышей» применяли для выведения своей тяжеловозной породы.
Правда с развитием техники, изобретением электрического транспорта, метро и т.д. тяжеловозы сдали свои позиции. Да и в послевоенное время в условиях экономического кризиса содержать столь крупное поголовье для фермеров становилось невыгодно.
Шайры сегодня
Несмотря ни на что современном мире Шайры остаются востребованными. Их часто можно увидеть запряженными в упряжки, стилизованные под старину, на различных соревнованиях, праздниках, выставках и т.д.
Особенно любят использовать таких скакунов английские пивовары. Запряженные лошадки, которые везут по английским улочкам бочки, наполненные пивом, создают необычайно уютную атмосферу и настоящее эстетическое наслаждение.
Недостатки скакунов
Чрезмерная растительность на ногах, отсутствие приземистости у некоторых особей, сырость называют недостатками этого вида, хотя над их устранениями активно работают селекционеры. Для этого проводится скрещивание с чистокровными самками, которое дает потрясающие результаты, так что заводчики предсказывают полное исчезновение перечисленных выше минусов в ближайшем будущем.
Кстати, столь древний вид, до сих пор является несколько неоднородным. Внушительное по размерам и массе животное иногда годится лишь для прогулочной езды, другой же представитель может быть чуть мельче, но выносливее и работоспособнее (присуще разновидности Кэрт-горс).