Как проходят гонки на лошадях?

Соревнования конных упряжек проводятся с глубокой древности – состязания на колесницах проводились  в Египте, Месопотамии, Риме и Греции. Сейчас гонки на лошадях широко распространены – проводятся официальные региональные и международные соревнования. Пока международной федерацией гонки не включили в разряд олимпийских видов спорта, но вопрос об изменении статуса регулярно поднимается. Существует несколько типов гонок на конях, самым зрелищным является троеборье, включающее обычные заезды, преодоление препятствий и демонстративные прогоны.

Разнообразие упряжек

ДрессажС момента одомашнивания лошади человек придумывал все новые способы ее использования. Так появлялись шейная петля, а затем и хомут, к которым сначала фиксировались волокуши (прототип саней), а после изобретения колеса – повозки. На этом человеческая мысль не остановилась – появилось множество форм упряжек для коней. Они различаются количеством запрягаемых животных, типом их постановки и видом используемого снаряжения. Такое разнообразие позволило применять различные виды повозок, подходящих для выполнения тех или иных задач.

Международные соревнования проводятся на четырех типах повозок:

  1. одиночная;
  2. парная – кони стоят бок обок;
  3. тандем – постановка лошадей след в след, или цугом;
  4. четверик – парный тандем, то есть четыре лошади запрягаются в две линии по паре коней в каждой.

Но количество упряжек гораздо больше. Другие виды не включены международной федерацией конного спорта в перечень официальных, и международные соревнования на них не проводятся. Такие повозки применяются на местных, традиционных состязаниях:

  • тройка – вид параллельного запрягания трех лошадей. Была широко распространена в нашей стране и даже считается национальным символом;
  • рандем – три лошади устанавливаются одна за другой;
  • единорог – рядом с повозкой размещается параллельная пара коней, следующий за одним ведущим;
  • кирка – противоположность единорогу, то есть впереди ставится двойка, а у телеги – одна лошадь;
  • квадрига – также параллельно запрягаются лошади, но уже четыре. Квадрига была распространена в древней Греции и Риме;
  • молот – комбинация из пяти лошадей – тройка впереди и две сзади;
  • шестерик – повозка для длительных поездок, в нее запрягаются три линии по два коня.

Рысистые бегаСуществуют виды упряжек и с большим числом коней, но соревнования с ними проводятся крайне редко. Какой бы тип упряжки не был, хоть официальный, хоть традиционный, к состязаниям допускаются повозки только одного типа. Нельзя на одном заезде увидеть колесницы разного класса.

Особенности спортивных гонок в упряжках

По правилам международной федерации конного спорта все соревнования подразделяются на международные и национальные. В последних участвуют спортсмены одной страны, но также могут выступать и зарубежные по приглашению. Чемпионаты включают состязания одиночных упряжек, двоек и четверок. Также провидятся заезды на пони. Чемпионат мира проводится каждые два года.

Дрессаж – показательные выступления

Дрессажем называется вид, аналогичный выездке в верховой езде. Здесь оценивается точность выполнения элементов, слаженность команды, послушность лошадей. Выездка состоит из обязательных элементов, которые выполняются на поле в 400 квадратных метра, судьи выставляют оценки за каждый элемент, по их сумме определяется победитель.

Дрессаж делится на две части – презентацию и выездку. На первом этапе оценивается общее впечатление от команды – внешний вид, качество повозки, состояние лошадей. В первую очередь отмечается состояние транспортного средства и безопасность выступления. Требования на презентации:Паркур

  • водитель и другие участники гонки должны быть в одной форме;
  • к соревнованиям допускаются только чистые, ухоженные лошади. Телосложение у животных должно быть примерно одинаковым, гривы обычно подстригаются, а хвосты остаются длинными, цвет не играет существенной роли;
  • повозка соответствует размерам лошади, обязательно иметь запасные части для ремонта повозки.

Испытание выездкой оценивается на размеченной площадке 40 на 80 или 100 метров. На международных соревнованиях оценки подвергаются 25 типов движений лошади – резвая рысь, шаг на месте, галоп, собранная рысь, переходы. За каждое движение судья начисляет балы – от 0 до 10. На небольших чемпионатах за выступлениями следит один судья, а на крупных до 5, поэтому по завершению выступления результаты усредняются.

Марафон – тест на скорость и выносливость

Второй этап троеборья конных упряжек называется марафон. Он определяет лучшие экипажи по скорости и выносливости. Здесь победитель определяется лучшими лошадьми, а также наиболее продуманной тактикой прохождения маршрута. Марафон характеризуется наибольшей динамичностью, что позволяет ему собирать наибольшее число зрителей.

Этапы марафона:

  1. гонки по пересеченной местности – дистанция до 8 км, которую экипаж должен пройти на скорости 15 км/ч, обычно используется рысь;
  2. шаговый отрезок – промежуточный этап в 800-1000 метров, здесь кони движутся только шагом;
  3. гонки с препятствиями – завершающая часть протяженностью до 9 км, на этапе встречается ряд не разрушаемых препятствий, которые упряжки должны обойти.

Преодоление барьеров – паркур

Заключительная фаза троеборья называется паркуром. Это аналог конкура, то есть и здесь лошадям придется преодолевать различного рода препятствия. Разумеется, скакать через кусты, ворота или перепрыгивать рвы не придется – тележка это и сделать не позволит. А вот обходить различные флажки и столбы с определенной стороны получится.

Паркур - наиболее динамичный и зрелищный вид конных гонок.

На поле выставляются различные фигуры из цветных конусов. Задача экипажа – пройти препятствия, при этом не задев их. За правильностью прохождения следят судьи, кроме того, на конусы ставятся шарики, которые падают, если задеть барьер. Чем выше ранг соревнования, тем уже ставятся конусы – на международных играх, промежуток между препятствиями не превышает ширину повозки на 22 см.

Сбив конус или шарик, экипаж получает штрафные баллы. По определенной схеме производится пересчет баллов в секунды, которые прибавляются к общему времени. Таким образом, можно завершить паркур раньше других, но проиграть, если наделать ошибок на этапе.

История конных гонок

Происхождение гонок на повозках полностью не изучено. Рядом специалистов утверждается сравнительно более древняя история гонок на колесницах, чем бегов. Но это весьма спорное утверждение, ведь использовать упряжь начали гораздо позже, чем лошадь стали применять для верховой езды.

Первые упоминания о соревнованиях на колесницах относятся ко 2-ому тысячелетию до нашей эры. Обнаружены амфоры и другие глиняные предметы с изображением колесниц. Аналогичные артефакты обнаруживались и на территории Месопотамии, Вавилона. Первым литературным источником, подтверждавшим гонки на колесницах, является «Илиада».

 Гонки на лошадях входили в структуру первых Олимпийских игр. Проводили два типа состязаний – гонки на парах и на четверках. Соревнования начинались с демонстрации всех участников, которые выезжали на ипподром. Этот этап напоминает современную выездку в троеборье.  Все экипажи (которых могло выступать до 60) должны были пройти 12 кругов, протяженность которых 1600 метров.

Соревнования были популярны в Греции и проводились не только на Олимпийских играх, но и других мероприятиях. Под влиянием греков, гонки на колесницах появляются и у их соседей – этрусков, а затем и римлян. В Риме состязание получило еще больший размах.

Главным отличием древних гонок, от современных - ипподром был не овальной формы, а имел пару разворотных столбов, у которых приходилось совершать резкие повороты практически на 180 градусов. Это увеличивало зрелищность состязания, но и становилось причиной массовых травм и смертельных исходов. С падением Рима страсть к гонкам убавилась – последним оплотом стал Константинополь. Византийские соревнования проводились вплоть до 1204-го года. Характерным отличием этих состязаний было деление на клубы по политическим, духовным, военным и другим признакам.

Конные гонки в Российской империи не имели большого распространения. Даже выведение отечественных рысаков – орловских и русских не привело к должному развитию. И во время советской власти драйвинг не увеличил своей популярности. Можно сказать, что развитие произошло лишь в конце 90-х годов. Но и сейчас конные заезды проводятся редко, а наши спортсмены находится в конце мирового рейтинга.

Похожие темы

Комментарии и обсуждения