Упряжь для лошади – учимся запрягать коня

Упряжь используется для крепления телеги к лошади и управления ею. Зная, как правильно запрячь коня, можно закрепить любой тип упряжи. Если упряжка будет неправильно подобрана, или ее фиксация не соответствует размерам животного, то будет непропорционально распределяться весь телеги, что ведет к травмам. Существует несколько типов упряжей – чаще применяются оглобельные и постромочные.

Устройства и оборудования для упряжи

Стягивание клещейВ начале одомашнивания лошади человечество было далеко от создания различных средств фиксации и управления животными – они использовались без каких-либо специальных приспособлений. Еще недавно сохранялось применения лошадей без любых средств управления, например, прогон по хлебу или льну для обмолота. Так же происходила верховая езда, перевозка грузов – всадник находился без седла, держась за гриву, а тюки просто перекидывались через спину или привязывались к хвосту.

С развитием общества происходит совершенствование различных приспособлений для управления лошади и преобразования ее тяглового усилия в полезную для человека работу. Первым делом появились разнообразные сани (колесо человек разработал намного позднее), которые к лошади крепились шейной петлей. Пройдет не одно тысячелетие, пока появятся более совершенные системы фиксации – хомут, оглобли. Даже сейчас можно встретить доисторические типы упряжи – в оленьих и собачьих упряжках.

Все современные приспособления, надеваемые на коня, называются упряжью. Она позволяет крепить различный сельскохозяйственный инструмент, устройства для переноса груза. Это два основных типа упряжи – для размещения человека, вьючных грузов и для работы с тягловым усилием. Телеги, сельскохозяйственная техника пристегиваются с помощью хомута или шорки. Хомут делается из древесины и его давление на лошадь постоянно, независимо от тяглового усилия, у шорки нет жесткой рамы, что приводит к переменам в ее конфигурации.Крепление оглоблей

Из чего состоит упряжь:

  • клещи из прикорневой древесины, определяющие форму и прочность;
  • хомутина – скрученная солома, обтянутая соломой;
  • войлочная подкладка;
  • гужи – кожаные ремни, передающие усилие с хомута на телегу и смягчающие рывки;
  • седелка – распределение части давления с шеи на спину;
  • шлея – дополнительная фиксация, необходима для торможения;
  • подбрюшный ремень.

Шорка – система ремней, охватывающих шею, грудь лошади спереди и вокруг. Также грудное и шейное кольца связываются между собой. Шорки изготавливаются из кожи, так как полоски тонкие (в сравнении с хомутом), то давление больше, особенно ярко выражено оно в момент движения. Чем сильнее лошадь начинает двигаться, тем больше становится натяжение ремней.

Как проводится запряжка лошади?

Производительная работа обеспечивается правильным подбором и подгонкой упряжи, качественным хранением и уходом за ней. У каждой лошади должен быть свой хомут и другая упряжь, в идеале за животным должен следить свой конник (владелец)- личный подход к работе и уходу позволяет лучше следить за качеством.

Наибольшее внимание при выборе упряжи уделяют хомуту – неправильная его подгонка ведет к наибольшим травмам.

Требования к хомуту:

  • расстояние между горлом и хомутиной – ребро ладони;
  • верхняя часть хомута находится перед холкой;
  • верхний промежуток – два пальца;
  • подкладку используют только мягкую и чистую – после каждого применения просушить, а лучше вымыть.

Применение шорок также имеет свои особенности. Важно следить за грудным ремнем – не допускать его излома. Рекомендуется обшить постромки мягкой кожей для предотвращения потертостей. Постромки лучше скрепить ремнем, проходящим через круп, для предупреждения спутывания упряжи.

Запряжки различают по количеству лошадей – одиночные, парные, троечные и больше. По типу упряжи – оглобельные, дышловые, санные. Есть деление по типу прицепляемого устройства – транспортные, сельскохозяйственные, разъездные, военные.

Наибольшее распространение у нас имеет оглобельно-дуговая упряжка одной лошади в телегу или сани. Порядок запряжки:Сельскохозяйственная упряжь

  1. надевают уздечку на коня;
  2. седелку пристраивают на спину выше места рабочего размещения на 10-15 см и плавно сдвигают по росту шерсти;
  3. подтягивают подпругу до плотного прилегания седелки;
  4. хомут надевают клещами вверх (важно чтобы подкладка была со стороны шеи);
  5. продев голову, хомут поворачивают и опускают на место;
  6. расправляют ремни шлеи;
  7. коня подводят к телеге или саням и ставят его между оглоблями;
  8. берут левую оглоблю и поднимают ее к хомуту и кладут на гуж;
  9. дугу крепят к левому гужу и оглобле, перекидывают на другую сторону;
  10. закрепляют чресседельник на левой оглобле и проводят через ушки седелки;
  11. подбрюшник проводят через подпругу;
  12. взяв правую оглоблю, приделывают к нею дугу и гуж;
  13. дугу устанавливают перпендикулярно оглоблям;
  14. соединяют свободные концы клещей до полного соприкосновения;
  15. чресседельник подтягивают к правой оглобле, выправляя положение хомута;
  16. крепление подбрюшника не требует чрезмерного натяжения.

Для управления лошадью используются вожжи – они крепятся в последнюю очередь. Их ведут поверх гужей и чресседельника и привязывают к удилам. Тем необходимо проверить правильность крепления – важно чтобы все ремни были симметрично подтянут, не создавали препятствия движению лошади.

Гораздо проще проходит запряжка вьючных лошадей. Их особенно часто используют в горных походах. Главный недостаток вьюков – лошадь может их увезти гораздо меньше, чем при тягловом использование. Ноша на спине мешает движению лошади, даже всадник создает меньше препятствий, так как подстраивается под различные особенности (подъем в гору, тип аллюра). Мешки следует размещать симметрично с обеих сторон спины. Важно использовать специальные седла и подкладки под ящики из дерева или металла. Обязательно плотно крепят ношу, чтобы она не болталась и не создавала помех движению. Максимальный вес для перевозки – 30% от массы лошади, а при горных походах – 20%.

Похожие темы

Комментарии и обсуждения